Российская революция на картинах Ивана Владимирова - неожиданный и неофициальный ракурс

До недавнего времени художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869-1947) был известен как автор работ историко-революционной тематики в духе советского "реализма". Но, недавно в интернете появилась серия его акварелей из собраний США, совершенно изменивших представление об этом художнике. Историк Фрэнк Голдер, специализировавшийся на изучении российско-американских отношений, в 1914 и 1917 гг. приезжал в Россию, где стал очевидцем революционных событий. Он приобретал акварели Ивана Владимирова за 5 долларов за рисунок из личных средств. Сын русского и англичанки, художник свободно владел английским. До 1918 г. он был художником-корреспондентом 2-х иллюстрированных журналов - российской "Нивы" и британского "The Graphic" (в котором подписывался John Wladimiroff). На его рисунках 1917-1923 гг. революция предстает в реальном суровом свете. Посмотрим?

1. Тревожные вести (1917)

Добавьте описание

Добавьте описание

Красная гвардия - положительна. Творчество уже приобретает некие политические принципы: в 1917-1918 гг. Владимиров служил в Петроградской Красной гвардии.

2. Так называемая "Красная гвардия" в Петрограде. "The Graphic" (19.1.1918)

Добавьте описание

Добавьте описание

В 1967 г. в США к 50-летию начала революции в России вышел фотоальбом "Russia in Revolution", в котором воспроизвели некоторые рисунки Владимирова.

3. Семья "бывших", согнанная с квартиры (1918)

Российская революция на картинах Ивана Владимирова - неожиданный и неофициальный ракурс

В те годы многих питерцев выгнали из их квартир.

4. В банке (1918)

Российская революция на картинах Ивана Владимирова - неожиданный и неофициальный ракурс

В банках всё стало "общим". т.е., тем. кто участвует в грабеже.

5. Голодные годы в Петрограде. Разделка павшей лошади (1919)

Российская революция на картинах Ивана Владимирова - неожиданный и неофициальный ракурс

А поиски пропитания превратились в страшные по своей практичности картины.

6. Поиски съедобного в помойной яме (1919)

Российская революция на картинах Ивана Владимирова - неожиданный и неофициальный ракурс

В это отношении рыскать по помойкам - не самый страшный вариант поиска пищи.

7. Голодные годы в Петрограде. Горячий суп из общественной столовой (1919) - общий сюжет

Российская революция на картинах Ивана Владимирова - неожиданный и неофициальный ракурс

С едой большие проблемы. Похоже, про генерала Бутурлина и его семью у Владимирова была серия из 2-х рисунков.

8. На улицах Петрограда (1918) - общий сюжет

Российская революция на картинах Ивана Владимирова - неожиданный и неофициальный ракурс

Я думаю, что рисунок 1919 г., или весь сюжет был зарисован в одн время, а опубликован в разное.

9. Дома у генерала Бутурлина (1919) - общий сюжет

Российская революция на картинах Ивана Владимирова - неожиданный и неофициальный ракурс

Семья греется у печки-буржуйки, которую топят выломанными паркетными дощечками. Надолго ли хватит таких "дров"?

10. Разборка деревянного дома на дрова (1919).

Российская революция на картинах Ивана Владимирова - неожиданный и неофициальный ракурс

Похоже, именно дрова были проблемой в Питере в 1919 г.

11. Генерал - князь Васильчиков в его нынешнем положении. Sic transit gloria mundi (Так проходит мирская слава). Петроград, июнь 1922 г.

Российская революция на картинах Ивана Владимирова - неожиданный и неофициальный ракурс

Ну, у генерала хотя бы коза и книги остались. У многих не было и этого.

12. В последний путь

Российская революция на картинах Ивана Владимирова - неожиданный и неофициальный ракурс

Не все дождались светлого будущего от большевиков. Кому-то просто не хватило еды и тепла.

13. Фотограф в деревне (1918)

Российская революция на картинах Ивана Владимирова - неожиданный и неофициальный ракурс

В деревне было немного лучше, даже появились культурные новшества. Владимиров учил себя искать во всём происходящем что-то хорошее: кушать-то хочется!

14. У рояля

Российская революция на картинах Ивана Владимирова - неожиданный и неофициальный ракурс

Продолжение той же темы с помощью украденного из разорённого помещичьего дома.

15. Спортивные состязания в императорских садах. Петроград (июль 1921)

Российская революция на картинах Ивана Владимирова - неожиданный и неофициальный ракурс

Как детям советской России прививали культурные навыки. не стоит удивляться тому, что мы разрушаем памятники - этому обучали.

16. Некому защитить (1921)

Российская революция на картинах Ивана Владимирова - неожиданный и неофициальный ракурс

Ни одна женщина не могла себя тогда чувствовать защищённой. Домогательств от новых "хозяев жизни" было с избытком.

17. Продовольственная помощь от АРА (1922)

Российская революция на картинах Ивана Владимирова - неожиданный и неофициальный ракурс

От всех этих тягот нам пытались помочь зарубежные граждане.

18. Священник с продовольственной помощью от АРА (1922)

Российская революция на картинах Ивана Владимирова - неожиданный и неофициальный ракурс

Та же тема.

19. Урок коммунизма для крестьян (1922)

Российская революция на картинах Ивана Владимирова - неожиданный и неофициальный ракурс

Крестьян стали обращать в свою веру.

Тут у автора появился "моряк", который пройдёт по ряду сюжетов (он уже появлялся в банке).

20. Игра в карты (1922)

Российская революция на картинах Ивана Владимирова - неожиданный и неофициальный ракурс

Популярнейшая разновидность культурного отдыха в то время. Снова наш "моряк" справа - сидит, играет.

21. Гуляние (1922)

Российская революция на картинах Ивана Владимирова - неожиданный и неофициальный ракурс

Или такой "завтрак на траве". "Моряк" - душа компании, песни распевает.

22. Галантный кавалер (1923)

Добавьте описание

Добавьте описание

Особенно умиляет в руках матроса кожаный портфель. Смотрится, как на корове - седло. Наш "моряк" нынче - галантный кавалер.

23. Гранд-отель "Европа" (1923)

Добавьте описание

Добавьте описание

Особенно выразительно лицо пожилого официанта, которому не очень нравятся новые посетители. "Моряк" всё больше превращается в начальничка.

24. В пивной "Старая Бавария" (1923)

Российская революция на картинах Ивана Владимирова - неожиданный и неофициальный ракурс

Последние рисунки наглядно показывают, как вытянули НЭПманы совдепию из оков голода, холода и разрухи. И как быстро это произошло. А "морячку" здесь можно побыть самим собой.

25. За знакомство! (1923)

Российская революция на картинах Ивана Владимирова - неожиданный и неофициальный ракурс

Ненадолго всё это, в 1928-9 гг. большевики. снова всё отобрав у НЭПманов, выкинут их из страны, и закроют "лавочку". Наслаждайтесь. пока можете, господа... ой, простите, товарищи!

26. Трактор в деревне (1925)

Российская революция на картинах Ивана Владимирова - неожиданный и неофициальный ракурс

А художнику пора привыкать писать правильные картины. Вроде этой.

Подведём итоги: Вот так глазами очевидца выглядела эпоха российской революции. Мало похоже на сусальную картинку, ранее нам дававшуюся.

Автор: Глеб Алексушин

Источник