Жи́вопись - наиболее популярный и прославленный в европейской культуре вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Основным выразительным средством живописи является цвет.

Живопись подразделяют на: станковую, монументальную, декоративную:

Станковая живопись называется так потому, что картины пишутся на особом станке, мольбертом называемом. Это наиболее распространённый вид живописи. Возник в эпоху Возрождения.

"Отъезд Иоанна Грозного в Александрову слободу". Картина представляет собою станковую живопись и написана в историческом жанре.

Мольберт.

Перфильева Марина Викторовна (1957 - ...). “Солнечный удар”.

Монументальная живопись – произведения большого масштаба, которые пишутся на поверхности стен или перекрытий зданий. Произведения монументальной живописи называют рОсписями.

Монументальная живопись возникла ещё в первобытно-общинном строе. (рОсписи на стенах пещер):

Пещера Ласко, Франция. Зал быков. XV-XIII века д. н. э.

Лука Джордано – (1634-1705) Фреска из дворца Медичи Рикардо. Флоренция.

Монументальная живопись. Стрит-арт.

Декоративная живопись (от латинского “украшать”) тесно связана с живописью монументальной. Она входит в состав архитектурных сооружёний и способствует украшёнию зданий.

К декоративной живописи относят предметы быта, расписанные красками, украшенные узорами:

Палех.

Гжель. Кофейный и чайный сервиз. Во многих русских музеях имеются такие расписанные сундуки, коробки, прялки, деревянная посуда, etc.

Декоративный натурморт.

Декоративная живопись включает в себя также театральный декорации.

Декорация к опере "Аида", 1870. Джузеппе Верди.

Декорация к опере "Царская невеста". Н. А. Римский-Корсаков. 1899.

Живопись разделяется также и на жанры (от французского “род”, “вид”): исторический, батальный, бытовой, портрет, пейзаж, натурморт.

Исторический жанр – произведения, в которых изображается прошлое из жизни народов, а также такие произведения, где изображены события, происходившие сравнительно недавно, но представляющие важное значение в истории народа. Поэтому к историческому жанру относятся не только “Последний день Помпеи” Карла Павловича Бруллова или “Боярыня Морозова” Сурикова Василия Ивановича, но и такие полотна, как “Допрос коммунистов” Иогансона или “Мать партизана” Герасимова. В России крупнейшими мастерами исторической живописи были Брюллов, Васнецов, Иванов, Репин, Суриков, Шварц.

“Допрос коммунистов” (1933, ГТГ), гран-при в Париже в 1937 год. Б. Вл. Иогансон (1893-1973). Себя художник изобразил в образе сидящего спиной к зрителю белого генерала.

“Навеки с Москвой, навеки с русским народом” (1951, Украинский национальный музей, Киев). Хмелько М. И. (1919-1996). Гетьман Украины, Богдан Зиновий Хмельницкий в красном кунтуше. Рядом с ним стоит боярин Василий Вас. Бутурлин. Картина написана в честь празднования Советским Союзом 300-х летия воссоединения России и Украины. За эту работу Михаил Иванович получил свою вторую Сталинскую премию.

"Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси”, (1852, Старая национальная галерея, Берлин) . Адольф фон Менцель (1815-1905). В центре картины, у нотного пюпитра - король. Слева (если смотреть на картину), на заднем плане - сестра короля (одна одинёшенька сидит на красной софе). Учитель музыки, Иоганн Иоахим Кванц - на самом пресамом правом фланге, опирается на картину и одет в синий сюртук; смотрит в пол. За клавесином сидит, спиной к зрителю и смотрит на короля - К. Ф. Э. Бах, один из пяти сыновей Баха, того самого, музыку которого часто исполняют. Пишут, что, как-то король договорился с Кванцем о том, что, когда он возьмёт не правильно ноту, тот, Кванц, подаст знак в виде кашля. После концерта, принимая поздравления придворных льстецов, король сухо заметил, что герру Кванцу нужно срочно лечить горло.

“Крестный ход в Курской губернии” (1880-1883, ГТГ), Илья Е. Репин (1844-1930).

Батальный – (от фр. “bataille”, что означает “битва”, “сражение”) является как бы разделом исторического жанра. Художники-баталисты изображают военные сражения, а также различные события и эпизоды из военной жизни. Батальная живопись была широко распространена ещё в античности – в Ассирии и в Риме. В XIX веке передовые художники-баталисты начали разоблачать в своих картинах ужасы войны. А. вот, русский батальный жанр проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством русского солдата. 

“Гибель турецкого флота в Чесменском бою”, (1771, Чесменская зала Большого дворца в Петергофе). Хаккерт Я. Ф. (Это для герра Хаккерта, чтобы он правдиво изобразил на своих полотнах гибель турецкого флота, их сиятельство граф Орлов А. Г. на рейде Ливорно, велел старый, отслуживший своё, взорвать фрегат).

Величайшим русским художником-баталистом был Василий Васильевич Верещагин. “Нападают врасплох”, (1871, ГТГ). Верещагин В. В.

Лучшие традиции русских художников-баталистов сохранили и советские живописцы. “Трубачи Первой конной”, (1934, ГТГ). Митрофан Б. Греков.

“Оборона Севастополя”, (1942, ГРМ). Дейнека А. А. Новый подъём батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны. Многие художники, и европейские в том числе, выступали против насилия и войн в открытую. Одним из символов тех событий служила картина Пикассо "Герника", написанная им в 1937 году.

Бытовой жанр – (его называют и жанровой живописью и просто жанром, а художников, работающих в этой области искусства, - жанристами) изображает обыкновенные повседневные житейские события и сцены. Развитие бытового жанра неразрывно связано с развитием демократических идей. Жанр этот появился в XVII веке в Голландии, которая была тогда одной из самых передовых стран Европы. (Напоминаем читателю, что в Нидерландах, в результате буржуазной революции и освобождения от гнёта Испании, начался бурный рост науки, производства и культуры. В Соединённых провинциях, в тот период работали и творили 12000 художников). Голландские художники впервые показали, что быт простых людей, их обычные радости и горести полны безыскусственной поэзии. В России крупнейшими мастерами бытового жанра был Венецианов, Федотов и художники-передвижники Перов, Прянишников, Максимов, Маковский В., Ярошенко и другие. Русские жанристы откликнулись на все острые вопросы своего времени, они использовали бытовой жанр для обличения мерзостей, существовавших в царской России.

“Прачка”, (1761, музей в Лос-Анджелесе). Жан Батист Грёз (1725-1805).

“Бассейн в гареме ”, (1875, Эрмитаж). Жан Леон Жером (1824-1904).

Галантная живопись - разновидность бытового жанра. “Домашний концерт”. Пио Риччи (1850-1919, Италия). “Какая музыка была, какая музыка звучала, она ничуть не поучала, а лишь тихонечко звала; звала добро считать добром, а жизнь считать благодеяньем ....”.

“Лирическое новоселье”, (1965, ГТГ). Пименов Юрий Ив.(1903-1977).

Портретный жанр – служит изображению определённых лиц. На портрете передаётся не только внешнее сходство персоны, художник проникает в её внутренний мир и раскрывает как бы её душу, её натуру, характер. Чем талантливее художник, тем лучше ему это удаётся. Вот один любопытный пример: великий испанский художник, Веласкес, написал портрет папы римского Иннокентия Десятого. Художник раскрыл как раз те черты характера, которые папа пытался скрыть от окружающих. На портрете изображён коварный, подозрительный, настороженный человек:

“Папа Иннокентий Десятый” (1650, Дория Памфили галерея во дворце, Рим), Веласкес Диего (1599-1660). Работа выполнена в жанре "Портретная живопись".

Среди лучших русских портретистов такие художники, как Рокотов, Боровиковский, Левицкий, Перов, Серов, Крамской и многие другие.

“Портрет А. Г. Бобринского в детстве” (1760-е, ГРМ). Рокотов Ф. Ст. (1735-1808).

“Казначейша”, (1841, ГРМ) Тропинин В. А. (1776-1857). История создания картины неизвестна, само же изображение молодой женщины, склонившейся из окна, лишено каких-либо деталей, связывающих его, изображёние, с сюжетом “Тамбовской казначейши”. Всё это не позволяет считать доказанной связь картины Тропинина с поэмой Лермонтова.

Если изображены две персоны, то такой портрет называется парным, а если несколько персон – групповым портретом:

“Портрет семьи Карла Четвёртого”. Фрагмент. (1801, Прадо, Мадрид). Франсиско Гойя (1746-1828). Напоминаем любопытным читателям, что на приглашение приехать в Россию и поработать во славу государыни, сеньор Франсиско ответил отказом.

Пейзаж – (с фр. “местность”) – произведения, на которых изображена природа. Существуют разновидности пейзажа: городской (изображающий виды города), архитектурный (изображающий архитектурные сооружения), марина (изображение моря) и некоторые другие. Как самостоятельный жанр пейзаж (шань шуй) возник в Китае в VII веке. В европейской живописи он начал развиваться с XVI века. До этого природа изображалась как фон в произведения исторического и портретного жанра. Новым этапом в развитии пейзажной живописи явился плэнер (с фр. “открытый воздух”) Художники вышли из своих мастерских и начали работать на открытом воздухе. Живопись, созданная в естественных условиях, пополнилась трепетным ощущением жизни, природа ожила и заговорила. Первыми, кто обратился к пленэрной живописи, были русские художники Щедрин С. и Иванов А.. Айвазовский, Васильев, Куинджи, Левитан, Саврасов являются лучшими мастерами русской пейзажной живописи.

“Путник”. Пейзаж в стиле шань-шуй (“гора-вода”) - китайская традиционная пейзажная живопись. Важной деталью является то, что сам по себе китайский пейзаж – это не реальное отображение какого-либо участка местности, а собственное творение автора, плод его восприятия окружающей действительности, фантазии.

Коукеи Кодзима - совремённый японский художник-пейзажист, пишущий в стиле “сансуй”. Термин “сансуй-га” в японской живописи означает “картины гор и вод”. Обязательной, но очень малой частью почти в каждом пейзаже присутствует человек, крестьянин, живущий простой жизнью в согласии с природой. Всё естественно и просто, никаких бурных страстей, лишь радость созерцания и радость мирного труда…

“Болото в лесу. Осень”, (1872, ГРМ). Ф. А. Васильев (1850-1873).

“Лунная ночь на Днепре” (1880. ГРМ). Арх. Куинджи (1842-1910).

Разновидностью пейзажа является городской пейзаж; это, в первую очередь, ритм жизни совремённого города, с большим количеством людей и машин, суетой, новостройками и памятниками архитектуры:

“Новая Москва” (1937, ГТГ). Пименов Ю. Ив. (1903-1977). Моделью женщины, сидящей за рулём (ГАЗ А) послужила супруга художника - Нат. Конст. Бернардская.

Натюрморт– (с фр. “мёртвая природа”) воспроизводит цветы, снедь (овощи, мясо, дичь, фрукты) в сочетании с посудой, драпировками и другими предметами обихода. Жанр "натюрморт" зародился в Италии в XV веке. Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в Голландии в XVII веке. В русском искусстве крупнейшие мастера этого жанра – художники Машков и Кончаловский.

“Снедь московская. Хлебы” (1924, ГТГ). Машков И. Ив. (1881-1944).

“Хлебы на синем” (1913, Вятский государственный музей). Кончаловский П. П. (1876-1956).

“Натюрморт с сыром”, (1615, Рийксмузеум, Амстердам). Флорис Клаас ван Дейк (1575-1651). На этой картине мастер изобразил несколько символов, среди которых наш любезный читатель различает стакан вина, который являлся символом крови Христа и напоминанием о Тайной вечере; две кисти винограда - христианский символ благих даров. Яблоко должно было напоминать о первородном грехе Евы. Хлеб - символ тела Христа. Сыр у протестантов был пищей, разрешённой во время поста. Орех, согласно Блаженному Августину, - это образ Христа, а кожура ореха - плоть, скорлупа - символ креста, а ядро намекает нам на божественную природу Христа.

“Арбуз”. Кириченко Г. (1968-...).

Разновидности живописной техники существуют следующие: масляная живопись, акварель, гуашь, темпера, пастель, фреска, мозаика, etc. К выразительным средствам живописи относятся: композиция, цвет, ритм. С этими понятиями наш любезный читатель будет ознакомлен в своё время.