Хрупкий декаданс Вильгельма Котарбинского

В истории русского искусства есть ряд имен талантливых художников, чье творчество еще не получило должной оценки, что привело к сознательному забвению имен многих по-настоящему талантливых мастеров. Один из таких художников - поляк Вильгельм (Василий) Александрович Котарбинский.

Вильгельм Александрович Котарбинский (Вильгельм Котарбиньский, польск. Wilhelm Kotarbi'nski, 30 ноября 1848 — 4 сентября 1921) — яркий представитель стиля "модерн", живописец исторического и фантастического жанров; двоюродный брат художника Милоша Котарбинского и театрального деятеля и литератора Юзефа Котарбинского.

Wilhelm Kotarbi'nski

Портрет Вильгельма Котарбинского (1849—1922)

Родился в г. Неборов Люблинской губернии. Учился в Варшавской рисовальной школе и в Академии Св. Луки в Риме, получил серебряную медаль и звание "Первого Римского рисовальщика".

Будучи учеником Академии художеств, получил малую золотую медаль за картину "Вулкан приковывает Прометея к скале". 

За исполнение другой программы ("Больной князь Пожарский принимает посланцев Москвы") признан классным художником 1-й степени.
Долго жил в Риме. С 1880-х гг. жил и работал в Киеве. Писал картины на мифологические и библейские темы, портреты, фантастические композиции.

Вечер

Вечер XIX век.  69 × 138 см.Холст, масло

Ангел Хранитель

К звездам. Поцелуй ангела

Участвовал в работах В. Васнецова по украшению киевского собора Святого Владимира в Киеве, где создал ряд композиций, среди них "Преображение Господне" и написанные совместно с Павлом Сведомским "Дни Творения", "Тайная Вечеря", "Въезд Господень в Иерусалим", "Распятие", "Суд Пилата". Росписи во Владимирском соборе выдвинули имя Вильгельма Котарбинского в число самых известных художников Российской империи. Он был награжден орденом Станислава 2-й степени, а в 1905 году Петербургская академия художеств "за известность на художественном поприще признает и почитает В. А. Котарбинского своим академиком".

Суд Пилата. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве

Моление о чаше.Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве 1890-е

Серафимы. Роспись малого купола во Владимирском соборе

Серафим. Роспись малого купола во Владимирском соборе

Св.Пафнутий

https://img-fotki.yandex.ru/get/15517/305445211.0/0_f349b_d6ce4c12_orig
Автор ряда крупных станковых полотен, разошедшихся по всему миру – в Италии, у польских коллекционеров, его работы приобретались знаменитыми коллекционерами Солдатенковым, Терещенко, полотно "Оргия" была приобретена музеем императора Александра III.
Котарбинский был очень плодовит, работал легко и много. Был весьма коммерчески успешен, был в моде. Кроме огромного количества сепий на мистические темы он написал множество небольших работ, преимущественно на исторические, религиозные и мифологические темы; но также оформлял интерьеры особняков магнатов.
В Киеве Котарбинский выполняет ряд заказов, в частности для дома украинского мецената Н. А. Терещенко на Бибиковском бульваре (ныне Музей Т. Шевченко на бульваре Тараса Шевченко), и создает 13 панно для дома В. Н. Ханенко на Алексеевской улице (теперь Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенков на ул. Терещенковской). Выполнил ряд крупных станковых полотен ("Оргия", "Битва кентавров с амазонками" и др.) Большая его картина "Римская оргия" находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Стрекоза

Известно, что сам Третьяков заказывал Котарбинскому картину для своей галереи, но с условием - чтобы тот подписал ее по-русски, но получил отказ – это была бы не его подпись…
В предреволюционные годы В.А. Котарбинский много внимания уделил монументальному искусству, работая по украшению частных домов известных своими доходами киевлян.
Котарбинский был один из любимых художников Николая II, это не удивительно...

Война

Война

Вильгельм Котарбиньский в Киеве жил и на Андреевском спуске, где жили в то время знаменитые М.Булгаков, Н.Бердяев, М.Врубель... А ведь тематика этих художников слова и кисти очень похожа.

Вообще-то, нет ничего удивительного в том, что тематика этих художников перекликается с "древними главами" "Мастера и Маргариты" - во всей мировой живописи, музыке и литературе библейские мотивы традиционно присутствуют, но тут – случай особый – все трое с одной улицы!

И творчество их, а особенно роспись церквей, при советской власти объявлялось мистикой, как и вообще всё, что имело отношение к религии…
Котарбинский - наследник "послебрюлловского поколения",как и художники П. и А.Сведомские, Ф.Бронников, А.Риццони, С.Бакалович, и др. 

Колумбарий

Он в совершенстве владел художественной формой, пластикой, тайной живописной поверхности, традиции которых восходят к эпохе Возрождения.

Художник владел чудодейственной силой и свойствами самой краски. В России эти качества живописи ценили меньше, чем в европейских школах. С уходом из жизни таких художников почти в одно время (начало ХХ века) многое из живописных качеств искусства было навсегда утрачено

Так, для "развлечения и утехи", для себя, – Котарбинский писал на картонах сепией картинки на самые фантастические сюжеты. Зашедший к нему однажды профессор Прахов, увидел эти картоны и пришел в восторг от их оригинальной красоты и свежести.

Two Girls in Yellow and Pink Танец листьев

Благодаря выработанному в них своеобразному стилю в духе модернизированного салонного направления, который пользовался огромной популярностью, вкупе с наполненностью символами и фантастическими видениями Котарбинский получил звание ведущего российского символиста, после того как эти картоны были выставлены на передвижной выставке и вызвали фурор.

https://img-fotki.yandex.ru/get/15517/305445211.0/0_f349b_d6ce4c12_orig
Больной князь Пожарский принимает московских послов

Больной князь Пожарский принимает московских послов

Во второй половине девятнадцатого века в искусстве была необыкновенно популярна историческая и мифологическая тема. Котарбинский получил известность как автор талантливо написанных композиций “Вулкан приковывает Прометея к скале” и “Больной князь Пожарский принимает послов из Москвы”. Но еще большую известность получили его композиции на религиозную тему, созданные для Владимирского собора в Киеве.

Как точно определить, в каком стиле работал Котарбинский? 

В середине последнего десятилетия девятнадцатого века расцвел стиль модерн, нашедший ярчайшее проявление в разных жанрах живописи. Работы Котарбинского в те годы стали своеобразной визитной карточкой декаданса и модерна, так как они часто воспроизводились на открытках.

В эти годы полиграфисты уже имели в распоряжении довольно совершенное оборудование для типографской и литографской печати, и сотни открыток доносили до широкого зрителя особенности живописного стиля Котарбинского. Тема мифологии и фантастики в те годы была востребована и открытки с русалками и демонами охотно раскупались.

Итальянская идиллия

Итальянская идиллия (Девушки на террасе)  1880-е , 138×79.5 см. Частная коллекция

Стиль “Ар нуво”, называемый модерн и сецессия, был почти что революционным направлением по сравнению с эклектикой. Для модерна характерны декоративно-плоскостная моделировка форм (в изобразительном искусстве), культ извивающихся линий (в декоративно-прикладном искусстве), свободная компоновка объемов в архитектуре.
Живописные полотна Котарбинского, выполненные в стиле модерн, были ориентированы на такое важное свойство живописи как декоративность.

Он стремился наполнить холст изображениями красивых предметов, изящных цветов и экзотических деревьев, хотел максимально разнообразить композицию, чтобы глазу зрителя не было скучно.

Гоплана (русалка). Картина

Водяная нимфа / Гоплана (русалка) /  1900-е , 61.5×100 см. Масло,холст, частная коллекция. Германия

Котарбинский посвятил много картин теме воды, водной стихии. В модерне было немало разновидностей плавных текучих линий, напоминавших течение воды.

За ними закреплялись целые ряды значений. Это и идея течения вечной жизни, и тема Вечного царства мертвых, и важная для рубежа веков тема переселения душ, которое тоже осуществляется через некие гигантские потоки.

Трудно переоценить в художественных памятниках эпохи модерна роль воды как некоей особой, объединяющей мир стихии.

Разбросанные по произведениям разных живописцев и графиков фонтаны – большие и малые, находящиеся в самом центре произведения или помещенные на задний план для создания эффектного декоративного фона, составляют целую галерею образов, которые в совокупности позволяют нам осознать тему потока как некоего единства, декорирующего и упорядочивающего мир.

Поцелуй волны (Утопленник)

Поцелуй волны (утопленник)

Тема фонтана, извивающегося потока, ручья, а в широком смысле – движущейся водной массы – играла в искусстве рубежа веков особую роль. Ручей и водопад почти никогда не играли второстепенной роли, они были интереснейшим инструментом познания человеческой души.

Например, в живописи членов Прерафаэлитского Братства (известной художественной группировки) мы видим в высшей степени оригинальную и самобытную трактовку темы водной струи, каскада и паркового фонтана. Это и символ жизненной энергии, и обозначение самого потока жизни.

Такую же трактовку мы находим и у Котарбинского. Водная стихия у него всегда населена русалками, а озера насыщены красивыми кувшинками. Художник тщательно выписывал стебли и листья и в совокупности природный мир на его полотнах представлял собой картину хрупкой декадентской красоты.

https://img-fotki.yandex.ru/get/15517/305445211.0/0_f349b_d6ce4c12_orig
Библейские и религиозные мотивы

  Моление о Чаше

«Пал на лице Свое, молился» 

И ГОВОРИЛ: ОТЧЕ МОЙ! ЕСЛИ ВОЗМОЖНО, а Тебе все возможно, ДА МИНУЕТ МЕНЯ ЧАША СИЯ; ВПРОЧЕМ НЕ КАК Я ХОЧУ, НО КАК ТЫ. ..(Мф. 26:36–44)

Архангел Михаил

Архангел Михаил

Ангел
Ангел грусти

После смерти
После смерти

Переход евреев через Чермное море
Переход евреев через Чермное море (Красное море)

Проповедование Христа в Капернауме

Воскрешение сына вдовы. 1879
Воскрешение сына вдовы

«Лепта вдовы» доска, масло 23,8 × 40 см.Третьяковская Галерея


Терновый венец

Жены Мироносицы

Мария Магдалина
Дочь IаираДочь Иаира

Сооружение креста Ок 1880 ЧС,США

Сооружение креста

Тишина
У могилы XIX век.  30.8 × 66.4 см.

Мученица

Утренний ангел
Ангел с лилией
Ангел с лилией
Вспоминается такой эпизод из жизни художника. 1871 году он  отправился в Рим. Оказавшись в столице Италии,паренек был вне себя от счастья и тут же отправился гулять. Опьяненный красотой древних памятников,он так увлекся,делая зарисовки,что не мог вспомнить гостиницу,в которой остановился. Он провел ночь под открытым небом.
Котарбинский жил в маленькой комнатушке,служившей ему мастерской. Стул,стол и поломанный манекен составляли нехитрый интерьер,а ложе он устраивал из перевернутого стола,привязывая к его ножкам простынь. Постоянное недоедание привели юношу к тому,что он заболел тифом,а спасли его русские художники братья Александр и Павел Сведомские, жившие в Риме. Они пригласили художника разделить с ними свою мастерскую,а потом помогли снять собственную.
Как-то раз,гуляя по Риму,Котарбинский наткнулся на художественную лавку,где за очень солидные деньги продавались его работы туристам — а ведь владелец салона покупал его произведения за копейки! При следующей встрече с обманщиком-дилером,Котарбинский спустил его с лестницы и стал лично приглашать клиентов в свою мастерскую. Со временем о нем узнали не только в Европе,но и в России. Художественный критик Стасов очень ценил дружбу с Котарбинским и рекомендовал многим художникам,выезжавшим в Италию,искать с ним знакомства.(отсюда)

Св. Митрополит Московский Филипп. Эск. к росп. Владимирского соб. в Киеве. Гелос

Святой Филипп, митрополит Московский. Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве.

Идиллическая сцена с молодой леди на берегу озера. 1921-1922

АНТИЧНЫЕ мотивы

Античные мотивы

Игра в шахматы

 Игра в шахматы ( в раме)
Медуза. 1903 Медуза. 1903г. 211×112.5 см. Холст масло.

Античные мотивы

…На одних работах Вильгельма Александровича видим яркие цвета,на других всё погружено в полумрак или изображено при лунном свете — это его элегические картины. Для академистов природа всегда служила ничего не означающей декорацией,у Котарбинского же,напротив,природа и человек составляют единую гармонию,соединяя внешнюю и духовную красоту.
Античные девушки
Античные девушки

Дама на мраморной скамье
У жертвенника 137×94 см, холст, масло  Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев

Антигона

Антигона

Танец
Танец

Молчание вечера. 1900
Молчание вечера

Вечер на террасе
Вечер на террасе (Серенада), 67,4 Х 138 см. Холст, масло.

Вечерняя сцена
Вечерняя сцена

Вечерняя сцена
Вечерняя тишина. 65.6×135 см. Холст, масло. Частная коллекция

Фаворитка из гарема со своей служанкой. Масло на холсте.


Лебеди

Лебеди

Римская оргия
Римская оргия

Туман утешитель (картина)
Туман-утешитель. XIX в. 101 × 199 см. Холст, масло

Стрельба из лука
Стрельба из лука. 1895г. 49 × 202 см.

На террасе (Гадание на розах)
На террасе (Гадание на розах)


Две девушки
Девушки украшают террасу цветами
Ададжио
Адажио

Поцелуй Медузы
Поцелуй Медузы

Триумфатор

Сфинкс
Сфинкс (греческий)

https://img-fotki.yandex.ru/get/15517/305445211.0/0_f349b_d6ce4c12_orig
Египетские мотивы

Клеопатра
Клеопатра. XIX век, 135×246 см. Холст, масло.
Авангард. Предвестники
Авангард. Предвестники

В стране пирамид
В стране пирамид
Сфинкс Сфинкс
Жертва Нила
Жертва Нила

Туман Нила. Холст, масло
Туман Нила Туман Нила, открытка

Девушка и павлин (Две красавицы)

Песнь невольниц. Массандра, Крым
Песнь невольниц. Массандра. Крым.

Восточная сцена
Восточная сценка

https://img-fotki.yandex.ru/get/15517/305445211.0/0_f349b_d6ce4c12_orig
Разное

Знатные венецианцы у гондолы
Знатные венецианцы у гондолы

С тростью

Женщина с голубями Женщина с кувшином

Голуби
Голуби

Голуби
Голуби

Розовые лилииРозовые лилии

Обнаженная в камышах
Обнаженная в камышах

Девушка в цветах мальвы
Девушка в цветах мальвы

Луч Солнца
Луч Солнца

Нежность волны
Нежность волны

Мечты Мечтательность, холст, масло 46 × 35.9 см

Вечерняя звезда

Вечерняя звезда. 1900, 67×151 см. Холст, масло, Частная коллекция

Две русалки
Две русалки

Кувшинки
Кувшинки

Вампир (Раненый вампир)
Раненый вампир
— Революция 1905 года в России и Первая Мировая война привели к крушению великих империй в Европе — старый мир рухнул. Это время«Серебряного века» в России,и большинство художников приветствовали новый мир,что привело к взрыву абсолютной и невиданной свободы творчества. Очень короткий был этот взлет,всплеск свободы,когда появились авангардисты,футуристы… Но Котарбинский всего этого не принимал. Он считал,что происходящее ведет к мировой трагедии,которая поглотит тех же художников,как это впоследствии и произошло.

В 1890-е годы художник увлекается изображением фантастических сцен и мистических видений. В его картинах появляются ангелы,вампиры, духи природы и смерти. В серии его графических работ из собрания Сумского художественного музея, изображающие мертвецов и страшилищ, видим это предчувствие приближающегося бедствия.(отсюда)

Темная звезда
Темная звезда

Очарованный сад. 1882
Очарованный сад

Venetian Serenade
Венецианская серенада

Эскизы, разное

Цветы

Зарисовка. 1887—1900

«Русский человек так мечтать на заказ не сможет. Русский ум точен,польский — раскидист. Русское воображение нуждается в реальной подкладке,польское — витает в облаках. Русский артист может быть идеалистом,но фантастическим живописцем,каких у поляков немало,не сделается никогда. Сведомский,когда пишет,работает. Котарбинский — мечтает,мечтает всегда,без устали,в то время,когда работает,и тогда,когда отдыхает» — Владимир Дедлов.

Мастерская художника в гостинице «Прага», Киев
Когда 1887 году вместе с Васнецовым, Нестеровым, Врубелем, братьями Сведомскими Вильгельм  Котарбинский был приглашен для работ по росписи Владимирского собора, тогда же он вместе с другими художниками часто бывал у Праховых. Постепенно Вильгельм Александрович стал своим человеком в доме хлебосольных хозяев. Эта дружба продлилась до конца дней художника.
...В 1920 году, после того, как номер Котарбинского в гостинице "Прага" несколько раз подвергался обыскам, и оставаться там стало небезопасно, Эмилия Львовна Прахова предложила художнику переехать к ним на Трехсвятительскую. В доме Праховых, 72 лет от роду, Котарбинский и умер 4 сентября 1921 года.

«Последние годы в Киеве жизнь художника складывалась трагически. Он остался один,был болен психически. Он не выдержал всего,что происходило вокруг — это видно по его работам. После революции пришел голод,никто не покупал работы художника,в гостинице к нему постоянно приходили из ЧК с обысками,забирали какие-то работы,то арестовывали,то угрожали арестовать… Для Котарбинского все происходящее было чудовищным и неприемлемым,он жил в своем мире,в своем искусстве и вдруг эти „Швондеры“… Кто-то мог убежать, уехать за границу, он же оказался совершенно беспомощным. Его спасла Эмилия Прахова,забрав к себе в 1919 году».

«Портрет Э. Л. Праховой» собрание И. Понамарчука
— Одной из последних его работ художника был портрет Эмили Львовны Праховой. Она привлекала художников,я думаю, не только своей женственностью,но и эрудированностью. Роль хозяйки дома была очень велика — она должна была стать центром притяжения. Можете себе представить, — удержать таких людей, как Врубель, Васнецов, Нестеров?

Рисунки художника
Художник скончался в доме Праховой 4 сентября 1921 года. Он похоронен на Байковом кладбище на 1-м польском участке новой части кладбища.

Nagrobek Wilhelma Kotarbi'nskiego na Cmentarzu Bajkowym w Kijowie (listopad 2013)

могила — слева от аллеи.
В память о себе он оставил галерею своих картин, которые нравятся и новому поколению. Единственный из творцов Владимирского собора похоронен в Киеве, на Байковом кладбище, на 1-м польском участке новой части кладбища; могила - слева от аллеи. Сегодня администрация Байкового кладбища ищет его родственников или знакомых, потому что за могилой никто не ухаживает…
первый источник
второй источник