Внимание! Увлечение балетом вызывает привыкание и воспитывает чувство прекрасного.

Воздушные пачки, невесомые феи на пуантах, волшебство фантазии и танца… Вы начинаете верить, что гравитации не существует, по крайней мере в этом мире, где сказки рассказывают без слов – с помощью музыки и танца.

Терпсихора Оригинал в Ватикане, копия в Павловском парке.

Брат и сестра. Балет и опера – как брат и сестра: их невозможно перепутать, но во многом они очень похожи.

Эрмитажный театр. Дж. Кваренги. 1783 год.

Эрмитажный театр. Сцена.

Во-первых, у них общий дом. В театре балетные классы соседствуют с вокальными репетиционными, а оперные и балетные спектакли чередуются в афише.

Во-вторых, они делят общую сцену. Для балетов её часто наклоняют под небольшим углом в сторону зала.

В-третьих, симфонический оркестр сопровождает и оперу, и балет.

“Фанаты” у этих жанров разные, но многие зрители одинаково трепетно относятся к обоим.

Театр графа Шереметева. Останкино.

Театр князя Юсупова. Дворец на Мойке.

Balleto” – от итальянского “ballare” – танцевать, которое в свою очередь образовалось от латинского “ballo” – танцую.

С помощью танца и пения можно передавать одни и те же сюжеты. Можно всё перемешать: добавить в оперу балетные фрагменты, а в балет – поющих артистов: балетные актёры из опер комфортно себя чувствуют себя в роли отдельных танцевальных произведений. В балетах не все исполнители немы. Здесь может петь хор, который находится за сценой или в оркестровой яме.

Опера – старшая сестра и появилась раньше. Танцевальными номерами в оперном спектакле развлекали зрителей во время смены декораций или в промежутках между действиями. И только потом балет стал отдельным видом искусства.

Родиной балета, как и оперы, стала Италия. Местные нобили любили пышные праздники с танцами. Сельские пляски не подходили придворным дамам и кавалерам: специальные учителя, танцмейстеры, наводили в танцах порядок, репетируя с дворянами отдельные фигуры и движения. Постепенно танец начал перебираться в театр.

Екатерина Медичи, став королевой, привезла балет во Францию, где он “пустил корни” и расцвёл. С этих пор все балетные термины носят французские названия. Тогда как опера во всём мире “разговаривает” на итальянском.

При дворе Людовика XIV спектакли французского балета достигли особого размаха. Король сам участвовал в действиях, а своё прозвище “Король-Солнце” получил после исполнения роли солнца в “Балете ночи”.

Ещё сто лет назад на балет не пустили бы детей, потому что балет считался зрелищем исключительно для взрослых. Сейчас же родители стараются взять детей на балет как можно раньше.

Колдуны и феи, волшебные птицы, принцы и принцессы, сильфиды и вилисы – все они персонажи балетов, написанных специально для взрослых – взрослые тоже любят сказки, особенно когда они рассказываются так красиво.

Сильфида. Вилису очень легко спутать с сильфидой, особенно на балетной сцене. И та, и другая – прекрасное существо, которое способно очаровать своими танцами любого. Но сильфиды намного доброжелательнее, они духи воздуха, феи и практически никогда не вредят людям. В отличие от мстительных вилис… Сильфида мужского рода – сильф. Живых юношей, в отличии от вилис, сильфиды не затанцовывают до смерти.

Вилиса – девушка, погибшая от несчастной любви, невеста, умершая до свадьбы. Превратившись в волшебное существо, вилисы собирались в полночь и затанцовывали до смерти встретившихся им на пути молодых людей (а не ча по ночам шастать - ночью нужно спать).

Феи подчиняют эльфов. Феи-мужчины рано исчезли из фольклора. Остались только феи-женщины. Ещё остался только король фей - Оберон. Имя королевы фей - Маб.

Гамаюн. Гамаюн – райская светлая птица; поёт предсказания будущего. Из славянского фольклора. Славянский рай - ирий.

Детским можно назвать балеты, специально придуманные для детей. Что не мешает взрослым наслаждаться этим зрелищем.

Например, “Мойдодыр” Ефрема Подгайца.

Например, балет Хачатуряна Карена “Чиполлино”.

И другие балеты, как-то: “Бемби” Головина Андрея и “Петя и волк” Прокофьева Сергея.

Вы можете его увидеть, почувствовать, но не прочитать. Язык балета – пластический, язык движения – понятен любому человеку на планете. Он, язык балета, может заставить зрителя смеяться и плакать, задуматься о чём-то важном.

Балеты бывают сюжетными, “рассказывают” историю:

Сюжетный балет "Баядерка"и бессюжетные (хореограф создаёт танец так, как чувствует музыку, с помощью эмоций и образов):

Бессюжетный балет Георга Баланчи “Серенада”.

Танец может быть подражанием птице, сказочной ящерице, цветку, реке или драгоценному камню. Самые основные танцы – танцы, созданные для конкретного персонажа. То, какой именно исполнитель будет играть роль, зависит от амплуа танцора или балерины.

Амплуа – это роли, которые больше всего соответствуют “типажу” – внешности и способностям исполнителя. Амплуа могут быть лирико-романтическими (Раймонда, Ульяна Лопаткина)

или героическими (Жанна “Пламя Парижа” Наталья Осипова).

Кто-то отлично смотрится в роли нежной феи, а кому-то больше идут комические образы. Среди танцовщиков-мужчин есть деление амплуа по внешности - строению мышц и фигуре: физически разные люди и двигаются по-разному, а в балете это особенно важно. Типаж “Геркулес” – героическое амплуа (Спартак, Али-батыр), а “Аполлоны” – лирико-драматическое амплуа.

Типаж нежной феи. Фея-сирень из балета "Спящая красавица".

ОКОЛО БАЛЕТА. Балет постоянно выходит за рамки театральной сцены: на афишах и плакатах, в рекламе, в кино и сериалах, на страницах книг и живописных полотнах. Если собрать вместе все картины о балете, можно открыть огромный музей, где будут выставляться только картины, посвящённые Терпсихоре. Главным “певцом” музы танца стал ЭдгАр ДегА. У него более двух сотен полотен, посвящённых танцовщицам: уроки и репетиции, гримёрки, триумф на сцене и отдых за кулисами – вся жизнь балерин изображена в его работах.

Эдгар Дега. "Репетиция балета".1878 год.

Эдгар Дега. "Упражнения у станка". 1878 год.

Во времена ДегА балетный экзерсис (азбука танца, его основы. Здесь нарабатывается и поддерживается техника танца: экзерсис не пропускает ни одна балерина, ни один танцовщик, насколько бы они не были знамениты, на танцовщица кордебалета, ни прима. Матильда Кшесинская, к примеру, часами стояла у станка) был очень утомительным, долгим и однообразным. Поэтому танцовщица на полотнах живописца выглядят усталыми и показаны во время отдыха.

В кино балет появляется в разных формах: фильм-концерт, фильм-балет, запись или прямая трансляция спектакля. Танцовщики становятся героями художественных фильмов, “Москва, любовь моя” с Курихарой и Видовым в главных ролях, например.

Комаки Курихара (1945) и Олег Видов (1943-2017).

"Москва, любовь моя". 1974.

Именитые хореографы ставят танцы для кино, а звёзды балета превращаются в актёров. Сказочные балерины встречаются в мультфильмах; самая известная – героиня “Стойкого оловянного солдатика” Андерсона:

Сам Ганс Христиан Андерсен мечтал стать танцовщиком балета! Он даже получил роль, но выступить ему так и не удалось.

Коко Шанель (1873-1951). Дизайнеры одежды тоже не смогли пройти мимо балета: Коко Шанель (19) и Валентин Юдашкин, Пьер Карден и Жан-Поль Готье, Джанни Версаче и Карл Латерфельд – вот не полный список представителей высокой моды, создававшие костюмы для балета. Звёзды балета признавались эталоном красоты и становились иконами стиля. А модели в балетных пачках или образах, созданных по мотивам балетов, нередко выходят на подиумы и сейчас.

Жан-Поль Готьё. 1952 год. Музыка из балетов нередко отправляется в самостоятельное плавание в качестве репертуара симфонического оркестра или саундтрека к кино- мультфильмам. Спортсмены – фигуристы, гимнасты и синхронисты - используют музыку из балета для своих выступлений.

Таинственный мир балета порождает мрачные мифы: иголки и стекло в пуантах, подрезанные ленты и другие ужосы. Главный миф – балерины ничего не едят, чтобы танцовщик мог её поднимать во время спектаклей и репетиций. Служба в театре трудная, весьма и весьма: рано утром экзерсис, потом – репетиция, а вечером – спектакль. Сюда нужно прибавить утомительные многодневные гастроли, по два спектакля, утренний и вечерний, в день. Такие сумасшедшие нагрузки без калорийного питания не выдержать.

БАЛЕТНОЕ МИРОЗДАНИЕ. Балетная сцена держится на трёх китах: либретто, музыка и хореография.

Либретто, сужет – сценарий, где описано, что происходит и кто герои. Другими словами – замысел балета, записанный с помощью слов, чтобы потом воплотиться в музыке и танце. В отличии от оперы, где либретто - полный текст спектакля, в балете – простая идея, поэтому либретист не всегда какой-то спецчеловек.

Музыка- композитор приступает к работе после того, как сценарий готов. Задача композитора – с помощью музыка передать все сюжетные ходы: любовную линию, противостояние друзей, скорбь потери или обретённое счастье.

Хореограф – тот, кто сочиняет танец и создаёт новые движения. После того, как написана музыка, к работе приступает хореограф, который может быть и балетмейстером одновремённио, и педагогом. Хореограф слушает музыку, переживает историю каждого персонажа и выражает всё: поступки, монологи и диалоги, переживания героев с помощью пластики и движения. Именно так и рождается в балете танец.

Балетмейстер Наталья Грачёва.

Балетмейстер – тот, кто руководит постановкой. В опере или в кинематографе – режиссёр. Собирает цельное произведение из работы самых разных профессионалов, руководит балетной труппой. Иногда может восстанавливать старые постановки балета.

Репетиции. Когда хореография готова, с исполнителями в репетиционных залах занимаются педагоги.

Репетиция "Шахерезады" Пермский театр оперы и балета.

В России у каждого артиста балета есть свой персональный педагог, который помогает подготовить роль и развить танцевальные способности. В Европе и Америке – педагог специализируется на конкретном спектакле и готовит Одетт, Раймонд, Жизелей и принцев Дезире или Спартаков с разными танцовщицами и танцовщиками, зная при этом мельчайшие тонкости роли.

Нотации. Система условных обозначений. Танец словами описать сложно. Слова записывают буквами. Музыку – нотами. А как же сохранить для потомков танец? Хореография = “запись танца”. Сначала балетные па обозначали первыми буквами их названий, потом пробовали рисовать элементы танца. Некоторые балеты Мариинского театра, СПб, записаны в “хореографической партитуре”, на трёх нотных станах – для туловища и головы, рук и ног. С тех пор придумали много разных систем записи танца, но ни одна не стала универсальной. Хотя… сейчас балетную постановку можно просто записать на видео. В афишах рядом с названием балета всегда пишут не только имя композитора и автора либретто, но и хореографа, о постановке которого идёт речь, т. к. балет постоянно меняется – старые спектакли редактируют, восстанавливают.

ФОРМУЛА БАЛЕТА. На сцене все героические и романтические танцевальные истории существуют по строгим правилам. Количество действий всегда указывают в программках и на афишах.

Формула балета.

Па д”аксьон – картина, которая развивает действие спектакля, как бы “толкает” повествование.

Дивертисмент – развлекательный, зрелищный эпизод из танцев, который не развивает сюжет основной истории.Чайковский Щелкунчик Русский танец:

Па = “шаг”, так французы стали называть любое балетное движение.

Например, па-де-де, танец двоих; па-де-труа, танец троих;

Па-де-катр, танец четверых. Все па строятся по правилам. Па развивается в следующем порядке:

1-АнтрЕ – выход исполнителей. Таджикский Государственный Академический Театр оперы и балета имени Садриддина Айн:

2- АдАжио – медленная и плавная часть танца. Здесь балерина солирует, а танцовщик ей помогает:

Из балета “Раймонда”.

3- Мужская вариация (сольный танец, обычно очень сложный для исполнения).

Цискаридзе“Кармен”.

4- Женская вариация (сольный танец, очень-очень сложный для исполнения).