Прадо – один из крупнейших и самых известных музеев мира. Он находится в самом центре Мадрида, напротив ж-д вкз. Аточа, на окраине парка Ретиро, рядом расположено здание Генеральных кортесов. В 1985 году в состав Прадо было включёно соседнее здание дворца Вильяэрмоса. Четыре года спустя этот дворец выделили в отдельный музей, где разместилась коллекция живописи из собрания баронов Тиссен-Борнемисса.

 Основой фондов Прадо стали богатейшие коллекции картин, в течение столетий собранные испанскими монархами. Вначале все эти картины носили религиозный характер и предназначались для украшения дворцовых часовен. В XVI веке при Карле Пятом упрочились культурные связи Испании с европейскими странами. Император Карл охотно приобретал произведения иностранных мастеров и заказывал им новые работы. Среди его любимцев был венецианец Тициан, который в 1548 году написал его конный портрет, теперь это полотно одно из сокровищ Прадо. Карл Филиппович в Испании не жил (наезжал периодами), предпочитая Нидерланды. Его коллекция живописи сохранилась в Брусселе и была перевезена в Испанию лишь двести лет после его кончины. Сын императора, Филипп Карлович, не смотря на свой религиозный фанатизм, продолжал дело своего отца и расширял коллекцию светской живописи. Он разместил коллекцию в загородном дворце Прадо, “луг” по-русски, который был перестроен для его третьей жены, Елизаветы Валуа. По примеру своего отца, Филиппе ценил итальянскую живопись и делал заказы Тициану.

Королевские коллекции существенно пополнились при Филиппо Четвёртом, придворным живописцем короля был Диего де Силва Веласкес. Сеньор Диего не только дополнял собрание картин своими работами, но и скупал по указанию своего патрона шедевры живописи в Италии, в которой он два раза был в командировке. Так, он приобрёл много полотен Веронезе, Тинторетто, Якопо Бассано. Тогда же Чарльз Первый Стюарт распродал своё художественное собрание, деньги нужны были для войны с парламентом, агенты Филиппо Четвёртого приобрели такие шедевры, как “Смерть Богоматери” Андреа Мантеньи, “Автопортрет” Альбрехта Дюрера.

В Прадо собрана впечатляющая коллекция живописи Нидерландов: Питер Брейгель и Босх, Рубенс и ван Дейк. В 1628 году с дипломатической миссией от Республики Соединённых провинций в Мадрид прибыл П. П. Рубенс. Написанные им здесь картины были незамедлительно приобретены испанским королём. После смерти Рубенса испанцы выкупили большую часть его работ. Вторая супруга Рубенса хотела сжечь те полотна, где она изображена обнажённой (напоминаем нашему любезному читателю, что П. П. Р. болел кандаулезизмом), однако вездесущие агенты Филиппе Четвёртого и здесь подсуетились: через духовника набожной вдовы великого голландца убедили последнюю не делать этого, и обменяли “неприличные” портреты на звонкую монету, и полотна Мастера нашли своё достойное место в Прадо.

Кроме центрального здания в состав музея входит филиал – Касон дель Буэн Ретиро, находящийся на улице им. Филиппа Четвёртого.

Главный. восточный. фасад дворца Буэн Ретиро. Дворец Буэн-Ретиро в Мадриде - большой дворцовый комплекс, спроектированный архитектором Алонсо Карбонеллом (ок. 1590-1660) и построенный по приказу Филиппа Четвёртого как вторичная резиденция и место отдыха (отсюда и его название). 

Герцог Оливарес, с намерением угодить монарху, планировал в 1629 году и начал в 1630 году строительство ряда офисов и павильонов как продолжение королевских покоев, которые в конечном итоге образовали дворец Буэн-Ретиро. Граф-герцог Оливарес был фаворитом Филиппа Четвёртого и министром испанского правительства. Будучи премьер-министром с 1621 по 1643 год, он оказывал чрезмерное влияние на внешнюю политику Испании, и безуспешно пытался провести внутренние реформы. Первоначально Оливарес не планировал строительство дворца. Но так получилось, что после семи лет строительства здание превратилось в место развлечений для придворных и различных других действий. Дворцовый комплекс был окружён садами и прудами.

Король проводил здесь всего несколько дней в году, обычно летом. Однако новый дворец в художественном отношении соответствовал королевскому Алькасару, главной резиденции испанских королей. Этот дворец герцог Оливарес подарил королю. Король Филиппе проводил здесь всего несколько дней в году, обычно летом. Однако новый дворец в художественном отношении соответствовал королевскому Алькасару, главной резиденции испанских королей. Этот дворец герцог Оливарес подарил королю. Во время Гверильи в 1808 году французские войска Жозефа Бонапарта, дислоцированные в Мадриде, использовали дворец и его пристройки в качестве казарм. Сейчас дворец Буэн-Ретиро является филиалом музея Прадо.

Зала Королей (Salon de Reinos). Для Зала Королей (королевская приёмная; до недавнего времени Музей армии – в 2010 году переехал в Алькасар в городе Толедо) была заказана памятная серия из двенадцати полотен, прославляющих победу испанского оружия, об испанских военных триумфах, в том числе знаменитая картина Диего Веласкеса  “Осада Бреды”(и не только работы сеньора Диего: полотно Ф. Зурбарана, прославляющее подвиги Геракла, его же работа “Фернандо Херон защищает Кадис от англичан”; украшали залу и работы Кахеса, Кардучо, Кастелло Фабрицио, Майно Хуан Батиста (“Завоевание Байи”), Переды Антонио, Дж. Леонардо (“Взятие Юлиера”). 

Винсенте Кардучо, например, написал “Штурм Рейнфельдена герцогом де Фредиа”). Все эти полотна прославляли славу и непобедимость короля Филиппа Четвёртого Габсбурга (следует отметить, что к тому времени, XVII век, военное и экономическое могущество Испании померкло: Испания, вместе с Португалией, уступила первенство Нидерландам, Англии и Франции). 

Сдача (Взятие) Бреды. (1634-1635). Картина написана в 1635 году и входит в число шедевров не только самого сеньора Диего, но и всей испанской живописи. Огромное полотно, длиной более трёх с половиной метров, ярко свидетельствует о том, что Веласкес переживал время высокого творческого подъёма. 

На полотне “Сдача Бреды” запечатлено падение в 1625 году голландского города-крепости – одна из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для Испании войне с Нидерландами. С поразительной для своего времени новизной и смелостью Веласкес решил в “Сдаче Бреды” историческую тему: отказался от традиционного парадно-аллегорического изображения и сумел глубоко и объективно показать события испано-нидерландской войны.

Десятимесячная осада нидерландского города Бреды, провинция Северный Брабант, и его сдача в 1625 году – весьма значимый эпизод восьмидесятилетней войны, которую вели Нидерланды за свою независимость от Испании. 

Здесь нужно напомнить нашему читателю в чом суть вопроса. Герцоги Бургундии, мало по малу, присоединили к своим владениям Фландрию и Нидерланды. Столицей Бургундии был город Дижон. Последним выдающимся правителем герцогства был герцог Карл Смелый, после его гибели в 1477 году Бургундия была поглощена Францией. О Карле Смелом, кто интересуется, можно прочитать в романе Вальтера Скотта “Квентин Дорвард”. Дочь Карла Смелого, Мария Бургундская вышла за Максимилиана Габсбурга, и у них родился сын, будущий Филипп Красивый, внук Карла Смелого. За Филиппа Красивого вышла замуж Хуана Безумная. Дочь католических королей, Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской Хуана Безумная (Жанна, по-русски) в 1496 вышла замуж за эрцгерцога (великого князя, по-русски) Австрии, сына императора Священной Римской империи германской нации Максимилиана, Филиппа Красивого. 

Филипп Красивый.

После смерти Изабеллы Кастильской, дочь её, Хуана Безумная, стала наследницей Кастилии и Леона, а после смерти отца – Фердинанда Арагонского – наследницей и Арагона. Максимилиан, ставший в 1493 году императором Священной Римской империи германской нации, официально передал власть над Нидерландами и Бургундией своему сыну Филиппу Красивому, который, в свою очередь, пообещал соблюдать права и привилегии сословий и защищать законные интересы фламандских городов. Таким образом, Карлос, сын Хуаны Безумной и Филиппа Красивого, под именем Карла Пятого, стал сюзереном половины Европы и Нового Света. Для испанского короля Карла V Нидерланды представляли большую ценность: Нидерланды давали в императорскую казну 2 млн. золотых монет ежегодно, что в 4 раза больше, чем колонии в Новом Свете. Охватившее всю Европу движение за реформацию церкви не могло обойти стороной Нидерланды. Наиболее популярным среди населения стал кальвинизм. В 1525 г. Карл V учредил в Нидерландах суд инквизиции, по приговору которого было казнено 100 тыс. человек. Сыну Карла, правнуку королевы Изабеллы и короля Фердинанда, Филиппу II и, напоминаем, внуку Филиппа Красивого нужны были только деньги и полное господство католической веры. Он запретил торговлю с Англией и с испанскими колониями в Новом Свете, ввёл большую пошлину. Преследования протестантов усилились. 

Филипп Второй Габсбург.

Филипп II, видя, что дело идёт к восстанию, ввёл в Нидерланды испанские войска, которыми командовал герцог Альба (1567). Таким образом началась 80-летняя война Испании и Нидерландов, которая закончилась в 1648 году.

Победа при Бреде имела политическое и идеологическое значение, поскольку демонстрировала, что у Испании “есть ещё порох в пороховницах”, а также должна была укрепить боевой дух непобедоносных испанских войск. К XVII веку Испания, вместе с Португалией, уже перешли в разряд второстепенных стран Европы, уступив пальму первенства Франции, Нидерландам, Англии. Таким образом, победы испанского оружия стали уже таким редким явлением, что взятие небольшой крепостицы в 1625 году решено было увековечить в живописи. Для испанской армии этот успех оказался едва ли не последним в ходе кампании. Бреда, после почти года (10 месяцев) осады, наконец, сдалась. Боевые действия завершились в 1648 году подписанием Мюнстерского мирного договора, ставшего частью Вестфальского мира. Республика Нидерланды, семь соединённых провинций Севера, получила независимость от Габсбургов. Восьмидесятилетняя война привела к появлению первых совремённых европейских республик. 

Картина изображает сцену вручения ключей от Бреды губернатором города Юстином Нассауским испанскому главнокомандующему, итальянцу, генуэзцу, генералу Амброзио Спиноле. Этот эпизод составляет центр композиции и является одновремённо психологической завязкой всей картины.

1-Гарнизон Бреды к началу осады насчитывал более пяти тысяч пехотинцев и кавалеристов. Поддержку военным оказали и ополченцы из числа горожан, а также и крестьяне близ лежащих окрестных ферм: мужчинам раздали оружие, женщины же готовили пищу и ухаживали за ранеными.Побеждённые голландские солдаты стоят слева с безнадёжно поникшими оранжевыми флагами на древках копий.

2-У этой работы есть и второе название - “Копья” поскольку треть холста занимают копья испанской армии, составляющие важную часть композиции: v правой части композиции изображена группа испанцев, над которыми возвышается лес стройных копий – эти поднятые к небу копья сразу привлекают внимание зрителя, и не случайно в Испании веласкиевское полотно часто носит название “Копья”, 27 копий. Их чёткий и мерный ритм усиливает впечатление организованности и компактности многочисленного испанского войска. Численность испанской армии в дни осады Бреды определить точно сложно. Речь идёт по меньшей мере о 40 тысячах солдат. Вместе с голландцами, немцами и итальянцами на стороне Испании воевали англичане и французы. Армия Спинолы состояла преимущественно из пехоты, вооружённой пятиметровыми копьями, мушкетами и рапирами, и поддерживалась кавалерией. Победоносные испанские войска, справа, имеют, надо признать, самодовольный и даже наглый вид (в отличие от растерянных и удрученных голландцев) - слева. Важно отметить, насколько мастерски Веласкес указывает на побеждённых и победителей: если копья побеждённых, как мы уже писали, являют собой печальную картину “разброда и шатания”, копья испанской армии, напротив, демонстрируют практически безукоризненный “лес”, символизируя силу и дисциплину испанской армии.

3- Некоторые исследователи полагают, что сеньор Диего изобразил самого себя.

4- Весьма выразителен образ Юстина Нассау, внебрачного сына Вильгельма Оранского: простой, лишённый светской подтянутости и лоска, он сгорбился, словно от внутренней тяжести; Нассау не склонил головы и не опустив взора перед испанским полководцем, идёт медленным грузным шагом. Юстин Нассау в светло-коричневом костюме, богато украшенном золотом и в огромных ботфортах, сидящих мешковато на нём. 

Плотный, коренастый, грубоватый Нассау противопоставлен высокому, стройному элегантному СпИноле. Юстин Нассауский отличился в войнах с Испанией. В 1601 по 1625 годах он был губернатором Бреды. Именно Юстин Нассау согласовал со Спинолой условия капитуляции, договорившись между прочим о том, чтобы гарнизон мог беспрепятственно покинуть крепость с развевающимися знамёнами и под барабанный бой.

5-Испанскими войсками командовал генерал-капитан Амброзио СпИнола, выходец из влиятельной генуэзской семьи нобилей. Генуэзская республика в те годы находилась под протекторатом Испании. Вместе с братом Амброзио поступил на службу в испанскую армию. По сути он сформировал частную компанию, наняв более 1000 солдат, Амброзио дослужился дослужился до командующего войскамиво Фландрии. Взятие бреды – вершина военной карьеры СпИнолы. Генерал-капитан проявил доброжелательность. Приветствовал и обнимал побеждённого губернатора, Юстина Нассауского; хвалил мужество и стойкость защитников Бреды,велел своим солдатам не издеваться над защитниками крепости. СпИнола – опытный солдат, сделав первый шаг навстречу Нассау, не замечает протянутого ключа и не спешит его взять. В чёрных золочёных доспехах и в жёлтых, плотно обтягивающих ноги, сапогах.

Портрет выставлен в Пражском дворце Штернберга. Безусловным центром композиции являются противопоставленные друг другу командиры. Юстин Нассауский, передающий Спиноле ключ от города, отвернулся от зрителя, лицо его находится в тени - в то время как лицо Спинолы, напротив, ярко освещено. Испанцы, надо сказать, гордились милосердием и великодушием генерала СпИнолы, которое в картине передано не только выражением его лица, но и почти дружеским жестом, с каким испанский генерал-капитан положил руку на плечо поверженного неприятеля. Хотя инцидент никогда не происходил в том виде, в котором он изображён здесь, тем не менее, он жил в воображении людей, и Веласкес, возможно, видел сцену, подобную этой, в современной ему пьесе Календрона. В разгар непопулярной войны за подчинение Нидерландов “Сдача Бреды” запечатлела момент испанского милосердия и силы. Как написала Лаура Камминг в “Исчезнувшем Веласкесе”: “Веласкес начал работу над картиной через шесть лет после встречи со СпИнолой, однако портрет получился абсолютно “живым”. Ни одна встреча, ни один разговор не пропадали для Веласкеса бесследно”.

6-На заднем плане изображён вид на город с высоты птичьего полёта, возможно, воссозданный Веласкесом по картам или гравюрам. Основанная на слиянии двух судоходных рек крепость Бреда за свою историю за свою историю пережила крупный пожар, уничтоживший бОльшую часть города, и несколько раз переходила из рук в руки, побывав при этом под управлением французов, голландцев, испанцев и даже русских. Город отличало выгодное географическое расположение. Реки Марк и Аа и их ручьи-притоки вместе с лесами создавали серьёзные преграды для осаждающих пехоты, кавалерии и артиллерии. Голландцы использовали Бреду как базу для набегов на испанский Брабант, что и привело к испанской осаде, длившейся десять месяцев.

7-Ординарец при Нассау в белых одеждах задумался о причинах неудачи.

8-В жёлтом кафтане – спокойный и решительный солдат городского ополчения.

9-Дух защитников крепости не сломлен. Особое значение приобретает образ молодого солдата с мушкетом на плече, который изображён в трёхчетвертном повороте к зрителю. У него простое, даже простоватое лицо вчерашнего крестьянина – этот голландский юноша воплощает тип человека молодой страны, представителя новой социальной среды.

10-Отблески и дым пожарищ, сливающиеся с серебристым туманом раннего июньского утра, наполняют огромное, уходящее пространство равнины мягким мерцанием света, в котором едва различимы очертания сдавшегося города, голубая лента реки. 

Действующие лица образуют полукольцо вокруг центральных фигур, двух военачальников, вовлекая зрителя, который становится участником события. Испанские и голландские войска образуют две уравновешенные группы слева и справа.

Тем, кто заинтересовался событиями, изображёнными на картине, рекомендуем к прочтению Роман Артуро Переса-Реверте “Испанская ярость” из цикла “Приключения капитана Алатристе”.

В “Сдаче Бреды” художник подвёл итог своим творческим исканиям 20-30-х годов XVII века.

Веласкес – это художник из художников” – Эдуард Мане.

Веласкес Диего Родригес де Силва (1599-1660). Жил художник в середине XVII века, в эпоху бурного расцвета национальной культуры Испании. Его современниками были писатели Сервантес, Лопес де Вега, Кальдерон. Он известен прежде всего как художник-портретист. В то время были установлены каноны парадного портрета: фигура идеализировалась на фоне архитектурных деталей или драпировок. Сеньор Диего нарушил эти каноны.

Мадрид был подлинной сокровищницей искусства. Придворному живописцу Веласкесу стали доступны богатейшие собрания королевской галереи, которые он тщательно изучал.

Две поездки в Италию, которых он с трудом добился, помогли в совершенствовании мастерства. Веласкес отличался независимым нравом, он никогда не льстил своим высокопоставленным заказчикам, в портрете всё внимание сосредоточивал, не на окружающей роскоши одежд, а на внутреннем мире портретируемого.

1599 – родился в Севилье в семье нотариуса.

1610 (1612)- поступил на обучение в мастерскую к художнику Франческо Пачеко.

1617 – женился на дочери Пачеко, Хуане Миранде. А уже к 1621 году она подарила Веласкесу двух дочерей. Впервые Диего написал свою супругу в картине “Непорочное зачатие”: Хуана стала для своего молодого мужа моделью для образа Богоматери. С неё же он написал Мадонну и для своей следующей работы — “Поклонение волхвов”. А для младенца Иисуса, сидящего на коленях Девы Марии, позировала их крошечная дочь Франсиска, родившаяся, как и приличествует, через год после свадьбы. Не писал обнажённое тело супруги в отличии от Рембрандта или Рубенса. Её он предпочитал писать в ниспадающих одеждах, в окружении божественных нимбов…

1623 – назначен личным художником его величества, короля Филиппа Четвёртого с очень скромным жалованьем, с особой оплатой отдельных картин, с предоставлением жилища и мастерской. Таким образом, Веласкес был единственным, кто имел право писать портреты короля и его семьи. Художник перевёз в столицу жену и двух маленьких дочек, родившихся в 1619 и в 1621 годах.

1628- в Испанию приехал Рубенс с дипломатическим поручением. Веласкес сопровождал Рубенса при осмотре последним Эскориала, беседовали они и об искусстве.

1629 – по совету Рубенса король Филипп отправил в командировку своего придворного художника в путешествие по Италии. На поездку деньги ему дал всё тот же король Филипп Четвёртый. В Италии Веласкеса под своё покровительство взял кардинал Барберини, меценат, обладатель великолепной коллекции.

1635- написал “Взятие Бреды”.

1649 – вторая поездка в Италию. Официальная версия цели поездки – приобретение картин и антиков для королевской коллекции, сделать копии со знаменитых произведений искусства и найти художников для работы над фресками в Алькасаре. А на самом же деле сеньор Диего должен содействовать упрочению дипломатических отношений: в Риме его благосклонно принимают при папском дворе. Понтифик открывает перед художником двери Ватиканских музеев, и заказывает ему свой портрет.

1650 – написал портрет римского папы Иннокентия Десятого.

Король Филипп IV требует возвращения Веласкеса в Мадрид – для работы в Алкасаре. Сеньор Диего медлит: в Италии его держит любовь к художнице Фламинии Тривио, которая ждёт от него ребёнка, и, возможно, именно она послужила моделью для единственной дошедшей до нас ню-работы Веласкеса “Венера с зеркалом”.

1656- написал портрет семьи короля Филиппа Четвёртого, известный как “Менины”.

1658- посвящён в рыцари ордена св. Иакова (Сантьяго) – наивысшее достижение Диего Веласкеса как придворного.

1660- умер от лихорадки. Могила живописца не сохранилась. Супруга дона Диего, Хуана да Миранда Пачеко скончалась через неделю после ухода из жизни художника в той же супружеской постели, что и он.

Зять Веласкеса Хуан дель Масо был учеником Веласкеса.