Искусство, требующее особого внимания от зрителя. Именно так можно охарактеризовать работы Владимира Суркина. Цель художника – запечатлеть важные сюжеты в картинах классического жанра. Стоит зрителю остановиться на мелких деталях картины, и перед ним тут же встанет новый сюжет.


Писать то, что берет за душу, что прочувствовал сам. Именно такой подход к творчеству признает Владимир Суркин. В качестве исторического примера он приводит «Воскрешение дочери Иаира» – дипломную работу И.Е. Репина. Смерть собственной сестры и страдания родителей навсегда запомнились будущему великому живописцу, и всю гамму эмоций он смог воплотить на своем полотне.

Художник Суркин В.В., картина «Молебен перед отправкой на фронт», 2018 год.

Художник Суркин В.В., картина «Молебен перед отправкой на фронт», 2018 год.



Обучался Владимир своему ремеслу в МГАХИ имени В. И. Сурикова – одном из важнейших художественных учебных заведений Москвы и России в целом. Его любовь и специализация – это батально-исторический жанр. Тут необходимо сказать, что его учителем был Николай Николаевич Соломин – народный художник России, академик, профессор.

Художник Суркин В.В., картина «Долина смерти» (Бои у д. Плоское 6 Сибирского Добровольческого корпуса), 2015-19 года.

Художник Суркин В.В., картина «Долина смерти» (Бои у д. Плоское 6 Сибирского Добровольческого корпуса), 2015-19 года.



На мой вопрос об интересе к военной теме Владимир отвечает, что он связан с его семьей. Интерес к истории передался ему от отца. Художник вспоминает, как вместе они смотрели исторические фильмы.

В истории ему важна та мораль, которую можно из нее извлечь. История и ее изучение должны служить будущим поколениям, чтобы они не попадали в страшные ситуации прошлого, – считает художник.

Художник Суркин В.В., первая картина триптиха «За родную землю», 2017 год.

Художник Суркин В.В., первая картина триптиха «За родную землю», 2017 год.



Тема Гражданской Войны – одна из важнейших тем в творчестве мастера. Именно ей была посвящена дипломная работа «За родную землю» (2017). Важно, что Владимир не ищет справедливости и не встает на сторону ни «красных», ни «белых» – ведь правда у всех своя. В свое время его поразила фраза из мемуаров Бориса Савенкова – «Русские победили русских».

Художник Суркин В.В., вторая картина триптиха «За родную землю», 2017 год.

Художник Суркин В.В., вторая картина триптиха «За родную землю», 2017 год.



В своих работах художник показывает, что главное здесь не то, «чья взяла». Для него революция и последовавшая за ней война – это трагедия, которая не должна никогда повториться. Это основное послание молодого живописца, лейтмотив его творчества. Недаром в свой триптих между двумя сценами ужасов «красного» и «белого» терроров мастер вставляет картину родной природы, «Тихая моя родина…». Именно тихая – вот он, идеал творца…

Художник Суркин В.В., третья картина триптиха «За родную землю», 2017 год.

Художник Суркин В.В., третья картина триптиха «За родную землю», 2017 год.



Важно, что для художника тема войны – это не тема бравады и предмета гордости. «Исторические живописцы – первые пацифисты, достаточно посмотреть их мемуары», – напоминает он.

В качестве примера Владимир приводит баталиста В.В. Верещагина (помните его известную работу «Апофеоз войны» из Третьяковской галереи) и Л.Н. Толстого, участвующего в Крымской кампании 1850-х гг. «Война — это античеловечно», – не устает повторять Владимир вслед за своими великими предшественниками.

Художник Суркин В.В., картина «Невыученные уроки» (по воспоминаниям генерал-фельдмаршала Г. Гудериана), 2020 год.

Художник Суркин В.В., картина «Невыученные уроки» (по воспоминаниям генерал-фельдмаршала Г. Гудериана), 2020 год.



Свою работу с говорящим названием «Невыученные уроки» (2020) Владимир пишет по воспоминаниям немецкого генерал-фельдмаршала Г. Гудериана. Это не просто реальная история, но и посыл будущим завоевателям. Таким образом, одна из главных задач художника – перенести историческую тему на современный лад, чтобы все увидели параллели между прошлым и настоящим.

Таких посвященных войне работ у Владимира много. Причем, раскрывает мастер эту тему по-разному. Мы видим весь цикл жизни и смерти, который так безжалостно ускоряет война в его работах: вот «Молебен перед отправкой на фронт», само сражение в «Долине смерти», затем последствия сражения («За Волгой для нас земли нет». Часто тема войны и смерти переплетена с темой веры, как, например, в «Явлении Богоматери в Сталинграде».

Художник Суркин В.В., картина «Старое зеркало» (Рассказ о предках), 2019 год.

Художник Суркин В.В., картина «Старое зеркало» (Рассказ о предках), 2019 год.



Тему семьи Владимир Суркин раскрывает в своей работе «Старое зеркало» (2019). На ней он изобразил отца и свою старшую дочь, стоящих перед зеркалом. Кажется, что модели не позируют, а на минуту остановились перед старинным зеркалом. Они не просто внимательно всматриваются в свое отражение, а смотрят на фотографии своих близких – бабушек и дедушек. Изображениями этих реально существующих фотокарточек художник дополняет композицию, отобрав самые значимые из них и выстроив видимую связь поколений. Часы на раме зеркала напоминают о неумолимо проходящем времени. Это многовековой символ скоротечности бытия, напоминающий о важности любви и памяти прямо сейчас.

Художник Суркин В.В., картина «Маша и медведи», 2022 год.

Художник Суркин В.В., картина «Маша и медведи», 2022 год.



Однако мастер пишет не только тяжелые исторические полотна. Этой непростой теме он противопоставляет свои «детские» вещи. Одна из его позитивных семейных работ – картина «Маша и медведи». Родилась картина как ответ на вызов со стороны коллег, которые предложили ему написать что-то новое, не присущее ему. Владимир изобразил свою дочь, спящую в окружении игрушек. И название получилось говорящее. Теперь работа участвует в конкурсе «Семья – душа России».

«После рождения детей жизнь обрела совсем другой смысл – в ней появился стержень. Это главная ценность в жизни», – говорит Владимир.

Художник Суркин В.В., картина «Мостик», 2011 год.

Художник Суркин В.В., картина «Мостик», 2011 год.



Другое направление его творчества – пейзажи («Мостик», «За родную землю»). С этой темой тесно переплетена тема патриотизма. На картинах изображена природа средней полосы России, которая с первого взгляда кажется невзрачной, но именно она вызывает у художника теплые чувства и желание писать. Совсем иная манера художника в работе «Монастырь в Подмайне». Тут совершенно иное все – атмосфера, настроение и палитра. Объясняет мастер это другой географией: пейзаж черногорский, с присущим этой стране колоритом.

Художник Суркин В.В., картина «Монастырь в Подмайне», 2011 год.

Художник Суркин В.В., картина «Монастырь в Подмайне», 2011 год.



Особенно стоит отметить, что при общении с Владимиром картины обретают новый смысл, начинаешь всматриваться в детали и погружаться в сюжет с головой.

Для современного искусства обычно характерны злободневные темы, которые быстро выходят из моды. Философия полотен Владимира Суркина же выстроена вокруг вечных ценностей. Жизни и смерти. Любви. Семьи и детства. Религии и патриотизма. То есть тех смыслов, которые будут актуальны всегда и везде.
Источник