ЗАмок Скоклостер в Швеции был построен в 1653 - 1668 годы архитекторами Никодемусом Тессином Старшим и Каспаром Вогелем для фельдмаршала Карла Густава Врангеля, щедро награждённого королём полководца и участника Тридцатилетней войны. Это один из немногих зАмков в Европе, который сохранился почти на 100 процентов неизменным с XVII века. Даже некоторые реставрационные работы проводились с использованием только тех материалов, которые были 300 лет назад. ЗАмок – олицетворение роскоши эпохи барокко, это крупнейшая частная резиденция из когда-либо построенных в Швеции. Лепнина потолков, паркетные полы, резьба по дереву, гобелены, картины, мебель, книги и многое другое прекрасно сохранились до наших дней.

Карл Густав Врангель строил Скоклостер как памятник своему роду. Но из его пятнадцати детей выжили только три дочери. После замужества старшей из них, Маргареты Юлианы Врангель, зАмок перешёл к другому старинному шведскому роду Браэ. В 1930 году скончался последний из рода Браэ и владельцем зАмка стал Рутгер фон Эссен. В 1967 году он продал зАмок Скоклостер вместе со всеми коллекциями (около 20 000 предметов антиквариата и около 30 000 книг) государству. Картинная галерея зАмка насчитывает более 1000 полотен; некоторые написаны в начале XV века. Огромная коллекция текстиля, гобеленов, мебели, штор и восточных ковров. Есть богатое постельное белье, скатерти, салфетки, простыни и полотенца. В 1970-х годах зАмок был отреставрирован под руководством Ове Хидемарка и с тех пор зАмок - музей Скоклостер открыт для посетителей.

Врангель Карл Густав (1613-1676) Швеция. Генерал-фельдмаршал. Сын знаменитого прибалтийского рода врангелей. Сын генерал-губернатора и фельдмаршала германа Врангеля. Службу начал в 1627 году. Под руководством короля Густава-Адольфа участвовал в Тридцателетней войне. В 1641 году был уже генерал-майором. А в 1643 году стал адмиралом шведского флота, и разбил датчан у острова Ферман (1644). В 1646 году командовал шведскими войсками в Голштинии и Силезии. В 1648 году был губернатором Померании. Воевал с поляками, французами. В 1676 году заболел и вскоре умер.

БОГ ПЕРЕМЕН. Джузеппе Арчимбольдо, жившего в шестнадцатом веке, иногда называют “дедушкой сюрреализма”. Художник не постеснялся изобразить в виде груды фруктов и овощей самого императора Священной Римской империи германской нации – Рудольфа Второго.

Портрет императора Рудольфа Второго в образе Вертумна". Доска, масло. 1590. ЗАмок Скуклостер. Швеция.

Портрет Руди Второго в образе бога Вертумна, вероятно, последняя картина синьора Арчимбольдо, написанная для императора Священной Римской империи германской нации. Художник создал шедевр, что называется “на удалёнке”: на склоне лет он продолжал выполнять монаршие заказы в родном Милане, куда перебрался из Праги, столице Руди Габсбурга. Император, эрудит, меценат и покровитель наук и искусств, собрал при своём дворе учёных, прославленных интеллектуалов и художников. Но даже среди них синьор Арчимбольдо выделялся оригинальностью: изображение человека складывал из растений, животных и неожиданных предметов. Так он написал и императора. Однако это не сатира, как можно было бы подумать, а панегирик.

Его величество, Рудольф Второй, предстаёт в образе бога Вертумна - бога античного Рима, отвечавшего за круговорот времён года и прочие превращения в природе. Голова, шея, плечи Вертумна “сложены” из растительных атрибутов четырёх сезонов. С одной стороны, такая многосоставность воплощает популярную среди интеллектуалов середины шестнадцатого века идею неоплатоников об отражении макрокосмоса, то есть Вселенной во всём её величии, в микрокосмосе – человеке. Но на картине не простой человек, а государь; не даром колосья и виноград на голове Вертумна складываются в монарший венец. В Европе Раннего средневековья и раннего, но уже Нового времени существовало представление о двух телах короля: смертном физическом и нематериальном, бессмертном, политическом – неразрывной общности с государством и подданными. На портрете Арчимбольдо тело императора состоит из богатого урожая земель его державы. Профессор Санкт-Петербургского университета Томас да Коста Кауфманн отмечает, что атрибуты складываются в гармоничное единство, универсальный сезон в котором ни в чём нет недостатка. Мифический сей золотой век – изобильная и безмятежная юность человечества, представление о которой укоренилось в России со времён поэта античного Рима Овидия. А его величество Руди Второй позиционировал своё правление, как новый золотой век духовного и материального процветания.   

Портрет понравился его величеству. Руди купил картину в 1591 году и на следующий год пожаловал синьору Джузеппе почётный титул пфальцграфа. В те времена такой почётной награды от императоров Священной Римской империи германской нации удостоились только Тициан и Содома.

1-Зима. Зимой начинается календарный год, и, видимо, в своё время на маскараде именно этот образ выбрал отец Руди Второго – Макс Второй. В холодный сезон садам и полям особо нечем порадовать человека, но немногие зимние овощи Арчимбольдо всё же удалось изобразить – например, репу.

2- Весна. И в сериях портретах “Времена года”, и здесь этот сезон символизирует цветы. Розы, лилии, гвоздики, водосбор и прочие изображены с ботанической точностью; совремённики Арчимбольдо отмечали, что тот тщательно выписывал цветы и плоды с натуры. Его патрон, император, весьма интересовался ботаникой и собрал в пражских садах и оранжереях богатейшую коллекцию растений со всего света. В цветочной перевязи на портрете есть, например, экзотическая новинка, которые при жизни Арчимбольдо завезли в Европу из Османского султаната. Его современник Карл Клузиус первым стал выращивать эти цветы в Священной Римской империи германской нации, а до начала тюльпанной лихорадки в Нидерландах в год создания картины оставалось оставалось несколько лет.

3- Лето. Это время года представлено сезонными ранними фруктами и ягодами – сливами, персиками, вишней, ежевикой, этсетера, этсетера, этсетера. Лето, время жатвы, традиционно символизируют и злаки.

4- Осень. Среди осенних сезонных плодов – гранаты, яблоки, каштаны, инжир, но главный атрибут этого времени года в искусстве – это виноградные грозди и лозы: виноград для вина собирали осенью.

5- Плоды Нового Света. Круглая тыква и кукуруза попали в Европу после того, как в 1492 году Колумб открыл Америку. Во времена Арчимбольдо в Новом Свете обширными колониями владела испанская ветвь Габсбургов, а император Рудольф Второй и его отец, Максимилиан Второй, и дед, Фердинанд Первый, происходили из австрийской, младшей, ветви Габсбургов. Собственно. При двоюродном деде Руди, Карле Пятом, подчинённые Габсбургам земли, “на которых никогда не заходит солнце”, были разделены между двумя ветвями династии, поскольку слишком тяжело оказалось управлять такой огромной территорией. Художник изобразил заокеанские плоды, вероятно для того, чтобы подчеркнуть сколь далеко простираются владения семьи его патрона.

6- Колорит. Доминирующий цвет на картине – зелёный. В западноевропейской живописи эт о цвет весны, любви и плодородия. В христианской трации символизирует правосудие и надежду.

7- Изобилие. Нагромождение плодов и другой пищи, создающее впечатление избыточности, - частый мотив на портретах Арчимбольдо; если там есть корзина, то еда выпирает из неё, как из рога изобилия. Богатый урожай – непременный атрибут золотого века и идеала “доброго правления”.

Художник Джузеппе Арчимбольдо.

1526 год родился в Милане в семье художника.

1549- впервые упомянут в списке мастеров, вместе с отцом делал эскизы витражей для кафедрального собора.

1562 год - переехал в Вену ко двору будущего императора Максимилиана Второго; писал для него картины, создавал костюмы и декорации для празднеств.

1563- серия из четырёх портретов "Времена года", на которых лица складываются из предметов. Эта манера стала визитной карточкой художника, а "Времена года" были написаны ещё в нескольких вариантах.

До 1575 года у Арчимбольдо родился внебрачный сын Бенедетто.

1576- стал придворным художником Рудольфа Второго. Был не только живописцем и декоратором празднеств, но и по повелению своего сюзерена занимался пополнением его разнообразных коллекций диковин, древностей, произведений искусства.

1583 год - переехал вместе с двором в Прагу, которая стала столицей Священной Римской империи германской нации.

1587 - после долгих уговоров Руди Второй отпустил своего художника в Милан на постоянное место жительство.

1593- умер в Милане от болезни почек. Похоронен в церкви Сан-Пьетро-делла-Винья.