Ян Вермеер Делфтский (Jan Vermeer van Delft), 1632-1675, Нидерланды.

00. Предполагаемый автопортрет Яна Вермеера на картине Сводница. 1656. Галерея старых мастеров, Дрезден (503x700, 341Kb)

Предполагаемый автопортрет Яна Вермеера на картине Сводница. 1656. Галерея старых мастеров, Дрезден.

.
01. Диана со спутницами (Diana en haar Nimfen). ок. 1653—1654. хм. 97,8х104,6 см. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага (700x650, 639Kb)
Диана со спутницами (Diana en haar Nimfen). ок. 1653-1654. хм. 97,8х104,6 см. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага.

.
02. Христос в доме Марфы и Марии (Christus in het huis van Martha en Maria). ок. 1654—1656. 158,5×141,5 см. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург (605x700, 437Kb)
Христос в доме Марфы и Марии (Christus in het huis van Martha en Maria). ок. 1654—1656. 158,5×141,5 см. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
.
03. Сводница (De koppelaarster). 1656. хм. 143×130 см. Галерея старых мастеров, Дрезден (626x700, 581Kb)
Сводница (De koppelaarster). 1656. хм. 143×130 см. Галерея старых мастеров, Дрезден.

.
04. Спящая девушка (Een slapent vrouwtje). ок. 1656-1657. хм. 87,6×76,5 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (605x700, 503Kb)
Спящая девушка (Een slapent vrouwtje). ок. 1656-1657. хм. 87,6×76,5 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

.
05. Девушка, читающая письмо у открытого окна (Brieflezend meisje bij het venster). ок. 1657-1659. хм. 83×64,5 см. Галерея старых мастеров, Дрезден (535x700, 540Kb)
Девушка, читающая письмо у открытого окна (Brieflezend meisje bij het venster). ок. 1657-1659. хм. 83×64,5 см. Галерея старых мастеров, Дрезден.

В этом месте есть смысл остановиться и сообщить вновь открывшиеся обстоятельства, которые изменят облик представленного известного шедевра.

Шедевр Вермеера поменяет привычный вид и предстанет в авторской версии

Сенсационное открытие сделали реставраторы, работающие над картиной Яна Вермеера «Девушка с письмом у окна». Они обнаружили, что Купидон, который изначально находился над главной героиней, на самом деле был закрашен не самим художником, как предполагалось ранее, а кем-то другим, через десятилетия после смерти мастера. Теперь, спустя столетия, фигура вновь появляется на полотне и у посетителей Галереи Земпера в Дрездене с 8 мая по 16 июня (2019 года - прим. Е.В.) появится редчайшая возможность увидеть наполовину восстановленную картину.

05.1. Девушка, читающая письмо у открытого окна (Brieflezend meisje bij het venster). ок. 1657-1659. хм. 83×64,5 см. Галерея старых мастеров, Дрезден (547x700, 517Kb)

О том, что на оригинальном холсте была изображена картина с Амуром, висящая позади главной героини, стало известно 40 лет назад, когда работу просветили рентгеном. «Но учёные всегда предполагали, что Вермеер сам закрасил его», — говорит Ута Нейдхардт, старший реставратор Дрезденской картинной галереи. Однако лабораторные исследования убедительно доказали, что фигура была скрыта только спустя десятилетия после того, как художник из Дельфта завершил картину. Теперь решено вернуть изображению первоначальный вид.

«На Купидоне был даже найден слой грязи над оригинальным лаком, доказывающий, что картина находилась в своём первоначальном состоянии в течение десятилетий», — утверждает Нейдхардт. Перекраска также была немного темнее того цвета, что использовал Вермеер на заднем плане своей работы, потому что «корректору» нужно было компенсировать потемнение лака на оригинале.

«Открытие делает это полотно совершенно другой картиной», — говорит эксперт.

Искусствовед Норберт Шнейдер в своё время указывал, что персики, лежащие в миске на столе рядом с девушкой, — это символ внебрачных отношений, а, следовательно, письмо является либо началом, либо продолжением любовной связи. Купидон на стене подтверждает эту теорию.

Картина «Девушка с письмом у открытого окна», созданная примерно в в 1657 — 1659 годах, находится в Картинной галерее Дрездена с 1742-го. Тогда польский король Август III Саксонец приобрёл её как работу Рембрандта. Спустя почти 85 лет она так же ошибочно была приписана Питеру де Хоху. Однако в 1860 году французский искусствовед Теофиль Торе признал её одним из 35 произведений Вермеера.

.
06. Офицер и смеющаяся девушка (De soldaat en het lachende meisje). ок. 1657. хм. 50,5×46 см. Коллекция Фрика, Нью-Йорк. (642x700, 614Kb)
Офицер и смеющаяся девушка (De soldaat en het lachende meisje). ок. 1657. хм. 50,5×46 см. Коллекция Фрика, Нью-Йорк.

.
07. Бокал вина (Het glas wijn). ок. 1658-1660. хм. 67,7×79,6 см. Картинная галерея, Берлин. Рейксмюсеум, Амстердам. (700x604, 605Kb)

Бокал вина (Het glas wijn). ок. 1658-1660. хм. 67,7×79,6 см. Картинная галерея, Берлин. Рейксмюсеум, Амстердам.

.
08. Молочница (Het melkmeisje). ок. 1660. хм. 45,5×41 см (609x700, 528Kb)

Молочница (Het melkmeisje). ок. 1660. хм. 45,5×41 см.

.
09. Маленькая улица (Het straatje). ок. 1658-1661. хм. 54,3×44 см. Рейксмюсеум, Амстердам (565x700, 569Kb)

Маленькая улица (Het straatje). ок. 1658-1661. хм. 54,3×44 см. Рейксмюсеум, Амстердам.

.
10. Девушка с бокалом вина (Dame en twee heren). ок. 1658-1661. хм. 78×67 см. Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг (616x700, 398Kb)
Девушка с бокалом вина (Dame en twee heren). ок. 1658-1661. хм. 78×67 см. Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг.

.
11. Прерванный урок музыки (Onderbreking van de muziek). ок. 1659-1661. хм. 39,4×44,5 см. Коллекция Фрика, Нью-Йорк (700x620, 542Kb)

Прерванный урок музыки (Onderbreking van de muziek). ок. 1659-1661. хм. 39,4×44,5 см. Коллекция Фрика, Нью-Йорк.

.
12. Вид Делфта (Gezicht op Delft). ок. 1660-1661. хм. 96,5×115,7 см. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага (700x581, 468Kb)

Вид Делфта (Gezicht op Delft). ок. 1660-1661. хм. 96,5×115,7 см. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага.

.
13. Урок музыки (De muziekles). ок. 1662-1665. хм. 74,1×64,6 см. Королевская коллекция Елизаветы II, Лондон (610x700, 631Kb)

Урок музыки (De muziekles). ок. 1662-1665. хм. 74,1×64,6 см. Королевская коллекция Елизаветы II, Лондон.

.
14. Молодая женщина с кувшином воды (Vrouw met waterkan). ок. 1662-1664. хм. 45,7×40,6 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (620x700, 577Kb)

Молодая женщина с кувшином воды (Vrouw met waterkan). ок. 1662-1664. хм. 45,7×40,6 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

.
15. Женщина с лютней (De luitspeelster). ок. 1662-1664. хм. 51,4×45,7 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (612x700, 454Kb)

Женщина с лютней (De luitspeelster). ок. 1662-1664. хм. 51,4×45,7 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

.
16. Женщина, читающая письмо (Brieflezende vrouw). ок. 1663. хм. 46,5×39 см. Рейксмюсеум, Амстердам (584x700, 399Kb)

Женщина, читающая письмо (Brieflezende vrouw). ок. 1663. хм. 46,5×39 см. Рейксмюсеум, Амстердам.

.
17. Женщина с жемчужным ожерельем (Vrouw met parelsnoer). ок. 1663-1664. хм. 56,1×47,4 см. Картинная галерея, Берлин (601x700, 468Kb)

Женщина с жемчужным ожерельем (Vrouw met parelsnoer). ок. 1663-1664. хм. 56,1×47,4 см. Картинная галерея, Берлин.

.
18. Женщина, держащая весы (Vrouw met weegschaal). ок. 1663-1664. хм. 40,3×35,6 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон (619x700, 524Kb)

Женщина, держащая весы (Vrouw met weegschaal). ок. 1663-1664. хм. 40,3×35,6 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

.
19. Концерт (Het concert). ок. 1663-1666. хм. 75,2×64,7 см. Местонахождение неизвестно; в 1990 году картина украдена из Музея Изабеллы Стюарт Гарден, Бостон (623x700, 585Kb)

Концерт (Het concert). ок. 1663-1666. хм. 75,2×64,7 см.

Примечание - Местонахождение неизвестно; в 1990 году картина украдена из Музея Изабеллы Стюарт Гарден, Бостон.

.
20. Пишущая девушка (Schrijvend meisje). ок. 1665-1667. хм. 45×39,9 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон (613x700, 461Kb)

Пишущая девушка (Schrijvend meisje). ок. 1665-1667. хм. 45×39,9 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

.
21. Девушка с жемчужной серёжкой (Het meisje met de parel). ок. 1665-1667. хм. 44,5×39 см. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага (489x700, 337Kb)

Девушка с жемчужной серёжкой (Het meisje met de parel). ок. 1665-1667. хм. 44,5×39 см. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага.

.
22. Портрет молодой девушки (Meisjeskopje). ок. 1665-1667. хм. 44,5×40 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (627x700, 440Kb)

Портрет молодой девушки (Meisjeskopje). ок. 1665-1667. хм. 44,5×40 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

.
23. Женщина в красной шляпе (Meisje met de rode hoed). ок. 1665-1667. хм. 22,8×18 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон (556x700, 574Kb)

Женщина в красной шляпе (Meisje met de rode hoed). ок. 1665-1667. хм. 22,8×18 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

.
24. Хозяйка и служанка (Dame en dienstbode). ок. 1666-1667. хм. 90,2×78,7 см. Коллекция Фрика, Нью-Йорк (612x700, 560Kb)

Хозяйка и служанка (Dame en dienstbode). ок. 1666-1667. хм. 90,2×78,7 см. Коллекция Фрика, Нью-Йорк.

.
25. Аллегория Живописи (Allegorie der Malerei). ок. 166-1668. хм. 120×100 см. Музей истории искусств, Вена (589x700, 531Kb)

Аллегория Живописи (Allegorie der Malerei). ок. 166-1668. хм. 120×100 см. Музей истории искусств, Вена.

.
26. Астроном (De astronoom). 1668. хм. 51,5×45,5 см. Лувр, Париж (612x700, 423Kb)

Астроном (De astronoom). 1668. хм. 51,5×45,5 см. Лувр, Париж.

.
27. Географ (De geograaf). 1669. хм. 51,6×45,4 см. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне (610x700, 683Kb)

Географ (De geograaf). 1669. хм. 51,6×45,4 см. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне.

.
28. Кружевница (De kantwerkster). ок. 1669-1670. хм. 23,9×20,5 см. Лувр, Париж (610x700, 705Kb)

Кружевница (De kantwerkster). ок. 1669-1670. хм. 23,9×20,5 см. Лувр, Париж.

.
29. Любовное письмо (De liefdesbrief). ок. 1667-1670. хм. 44×38 см. Рейксмюсеум, Амстердам (466x700, 484Kb)

Любовное письмо (De liefdesbrief). ок. 1667-1670. хм. 44×38 см. Рейксмюсеум, Амстердам.

.
30. Дама, пишущая письмо, со своей служанкой (Schrijvende vrouw met dienstbode). ок. 1670-1671. хм. 72,2×59,7 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин (576x700, 484Kb)

Дама, пишущая письмо, со своей служанкой (Schrijvende vrouw met dienstbode). ок. 1670-1671. хм. 72,2×59,7 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин.

.

31. Гитаристка (De gitaarspeelster). ок. 1669-1672. хм. 51,4×45 см. Кенвуд-хаус, Лондон (611x700, 100Kb)

Гитаристка (De gitaarspeelster). ок. 1669-1672. хм. 51,4×45 см. Кенвуд-хаус, Лондон

.


32. Дама, стоящая у вирджиналя (Staande virginaalspeelster). ок. 1670-1672. хм. 51,8×45,2 см. Национальная галерея, Лондон (615x700, 510Kb)

Дама, стоящая у вирджиналя (Staande virginaalspeelster). ок. 1670-1672. хм. 51,8×45,2 см. Национальная галерея, Лондон.

.

33. Аллегория веры (Allegorie op het geloof). ок. 1671-1674. хм. 114,3×88,9 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (545x700, 192Kb)

Аллегория веры (Allegorie op het geloof). ок. 1671-1674. хм. 114,3×88,9 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

.
34. Дама, сидящая за вирджиналем (Zittende virginaalspeelster). ок. 1672-1675. хм. 51,5×45,6 см. Национальная галерея, Лондон (624x700, 534Kb)

Дама, сидящая за вирджиналем (Zittende virginaalspeelster). ок. 1672-1675. хм. 51,5×45,6 см. Национальная галерея, Лондон.

* * *

Существуют ещё, как минимум, три картины, которые могут быть атрибутированы, как принадлежащие кисти Яна Вермеера. Пусть специалисты ещё поработают, а когда все сомнения будут развеяны, эти картины, конечно, пополнят всемирный список "Весь Вермеер".

* * *

(Повтор публикации от 12 июля 2019 г.).