Евгений Порфирьевич Канев родился в семье военнослужащего в 1950г., в городе Инта (Коми АССР); Художник вспоминает: "Мои родители познакомились на войне. Отец, Порфирий Евгеньевич Канев, был сотрудником военной контрразведки «СМЕРШ». В 1953 году его направили на работу в МВД в Казань... Отец, человек далёкий от живописи, увидел  первый мой рисунок, и ему так понравилось, что решил немедленно записать меня в художественную школу. В семье военного приказы не обсуждаются, и отказаться я просто не мог. Пока мои сверстники гоняли в футбол, я вынужден был ходить в «художку».

Евгений Канев — студент Казанского художественного училища, 1969г.
Потом поступил на театральное отделение Казанского художественного училища, где был не самым лучшим учеником, а по его окончании решил уехать по направлению, подальше от Казани. Некоторое время работал декоратором в Барнаульском ТЮЗе, затем в Казанском комбинате торговой рекламы, потом увлёкся кино и, уехав в Москву, остался там почти на двадцать лет."

С 1974 г. проживал Москве, работая на Киностудии им. М.Горького (около 20 лет). 

Принял участие в создании более 20 фильмов («Эскадрон гусар летучих», «ТАСС уполномочен заявить», «Черная акула», «Семь стихий», и др) . В трех из них выступил в роли главного художника.

Самый известный фильм гл. художника Канева  -  «Идеальное преступление», второй - «Слёзы и меч», 1991, Таджикфильм, а следы третьего обрываются где-то в Германии (1992-1993), картина переходила из государственного сектора в частный...
Вернувшись в Казань, ушел в свободное творчество.

Евгений Канев — художник комбинированных съёмок. Работа над фильмом «Сильнее всех иных велений»

Евгений Канев говорит :"Время от времени я приезжал домой, чтобы навестить родителей и помочь им. И каждый раз, гуляя по улицам города, поражался его уникальной деревянной архитектуре — и в деталях, и в целом. Видимо, это так глубоко проникло в меня, что я уже не мог этого не нарисовать."

Для лучшего просмотра картин, можно навести курсор на поле картины и кликнуть по ней.

«Вот такой лес» 2019г. Бумага, гуашь


«Первый снег» 2003г. Бумага, гуашь

«Ледоход» 2009г, Бумага, гуашь

«Седые дали ноября» 2001г. Бумага, гуашь

Исчезнувшая Казань глазами художника Евгения Канева

Евгений продолжает вспоминать: «Деревянная» Казань стала одной из главных тем моего творчества. К сожалению, сейчас от неё почти ничего не осталось. Кого могут вдохновить стекло, бетон и металл? Потеряна настоящая красота города, когда можно было восхищаться каждой балясиной, резными наличниками, орнаментами водосточных труб. У меня даже стихи есть об этом…

Утраченная Казань

Мы не увидим восхищенных взоров,

Так увлеченных кружевом резьбы,

наличников и праздничных подзоров

Такой простой и сказочной избы.
Забудем, как орнаментом играли

Узоры водосточных труб,

Как рыцари, в углах они стояли,

В доспехах охраняя сруб.

( Е.Канев)

Из цикла «Утраченная Казань» 2007г. Бумага, гуашь

«Канев всегда пишет в мастерской — по памяти и по фотографиям. Фотографирует сам: сразу видит, что и как стоит запечатлеть потом на картине. Именно так появились картины из цикла «Соловки», «Старая Казань». Причем серию «Старая Казань» искусствоведы считают уникальной не только из-за мастерства художника. Сегодня эту Казань можно увидеть лишь на картинах Канева, в реальности она утрачена».

Айсылу Кадырова, «Вечерняя Казань» 4 апр.2008г.

Из цикла «Утраченная Казань» 2012г.Бумага, гуашь

Из цикла «Утраченная Казань» Бумага, гуашь

Из цикла «Утраченная Казань» Бумага, гуашь

«Пятикупольный собор Кирилла и Мефодия стоял на Второй горе (ныне ул. Айвазовского), - говорит художник.

- Он исчез ещё до Великой Отечественной. На этом месте построили дом для сотрудников МВД, я в нём жил с 6 лет».

Из цикла «Утраченная Казань» 2012г. Бумага, гуашь

Из цикла «Утраченная Казань» 2010г. Бумага, гуашь

Из цикла «Утраченная Казань» 2007г. Бумага, гуашь

Из цикла «Утраченная Казань» 2007г. Бумага, гуашь

Из цикла «Утраченная Казань» 2008г. Бумага, гуашь

Из цикла «Утраченная Казань» 2004г. Бумага, гуашь

«Казань ,Сенная площадь» 2008 г. бумага, гуашь .

Казань . бумага, гуашь .

Из цикла «Утраченная Казань» 2012г. Бумага, гуашь

«Казань.Чайный дом». (Руины дома Варвары Александровны Дружининой)

В СССР Дом Варвары Александровны входил в лучшие образцы деревянного модерна в архитектуре. отсюда

Из цикла «Утраченная Казань» Бумага, гуашь

Из цикла «Утраченная Казань» 2012г. Бумага, гуашь

Из цикла «Утраченная Казань» Бумага, гуашь

Из цикла «Утраченная Казань» 2012г. Бумага, гуашь

Из цикла «Утраченная Казань» 2014г. Бумага, гуашь

Рассказывает художник:

" - Эти дома можно рассматривать бесконечно - красота в каждом фрагменте. С большим вкусом, любовью сделаны даже водосточные трубы. У каждого дома своё доброе лицо. Каждый честно исполнен, с любовью. Деревянная архитектура считается народной, имена её авторов в большинстве неизвестны. Тем не менее в этом искусстве масса неповторимых деталей, которые делают его живым.

Из цикла «Утраченная Казань» 2007г. Бумага, гуашь

Создателям даже богато украшенных современных особняков не удаётся достичь той теплоты, душевности и индивидуальности, не говоря уже о многоэтажках. Я эту красоту начал понимать не сразу. Только расставшись с родным городом и приезжая сюда навестить родителей, я начал по-новому его открывать. Когда дома, возле которых я вырос, стали исчезать, у меня словно стали отнимать частички моей жизни, моей души."

«Казань, ул. Лесгафта» 2001г. Бумага, гуашь

Уходит город мой, уходит...

Уходит прочь и навсегда.

Лишь тень его - как призрак - бродит

Ночами по чужим садам.
Хочу понять, что происходит?

Ответов сам не нахожу:

То ль старость так ко мне приходит,

То ль я из жизни ухожу.
Но я теряю милый город 

Теряю родину свою...

Бывало - песни пели хором,

Теперь лишь соло - плач пою.
Душа болит и тихо стонет,

Но боль не умаляет стон...

В рассветной дымке призрак тонет

и тени тают словно сон...

Виль Мустафин

«Улица Низенькая». 2001. бумага, гуашь

Из цикла «Утраченная Казань» 2007г. Бумага, гуашь

Из цикла «Утраченная Казань» Бумага, гуашь

Из цикла «Утраченная Казань» 2008 г. Бумага, гуашь

«Казань, Ул. Айвазовского» 2002г. Бумага, гуашь

Из цикла «Утраченная Казань» Бумага, гуашь

«Казань, Ул. Волкова» Бумага, гуашь

Из цикла «Утраченная Казань» (видна школа № 8) 2009г. Бумага, гуашь

«Казань» Бумага, гуашь

Почти всех домов, запечатленных Е.Каневым, сейчас уже нет. Они безвозвратно утеряны.

Центральная картина — «Деревянная Казань», 2019г.  Бумага, гуашь ( варинат ранее написанной картины «Запомним милые черты» 2003г. ) — как раз об этом.

Она представляет собой коллаж из утраченных строений деревянного зодчества. Среди этого "кружевного богатства", лишь один дом сейчас еще "жив" - голубой.

Картина из таких разных и в тоже время чем-то похожих домов — идентифицируется со старой Казанью, она собралась благодаря художнику: 1-я гора, 2-я гора, 3-я гора — такие милые для сторожил названия.

«Запомним милые черты» 2003г. (вариант предыдущей картины)

Рассказывает  Евгений Канев: -

"В коллаже о Казани «Запомним милые черты» я постарался дать образ Казани ХХ века. Здесь поместились и казанские дома разных времён, и образы персонажей ХХ века - парочка из начала столетия, мальчишка, летящий с горы на деревянных санках из 40-х гг., и ультрамодные «шестидесятники», и сегодняшняя мама с подростком... Всю эту картину обнимает деревянный забор, на котором сидит кошка, а за забором – рябинка, привлекшая синичку. При кратко­временности своей жизни они для меня – вне времени. Хочется верить, что они будут всегда.

В мастерской художника

Задача художника – раскрывать красоту окружающего мира. Талант нам даётся от Бога. Заслуженно ли? Не знаю, но уверен, что тот, кто не исполняет своё предназначение, зачеркивает бытие. Тогда человека высшие силы уводят из этого мира. А если делаешь что-то своё, да ещё и кому-то нужное, необходимое, ты живёшь. Только надо честно, искреннее это делать. Надеюсь, что это у меня пока получается…тут

«Раифский монастырь» 2004г. Бумага, гуашь

«Крепость Соловецкая». 2006 Бумага, гуашь

«Старый баркас. Соловки». 2005. Бумага, гуашь

Здесь — Соловки, Кемь на берегу Белого моря (Карелия).

«Белое безмолвие». 1995. Бумага, гуашь

Евгений вспоминает как на поезде добрался до города Кемь, оттуда пересел на корабль (от г. Кемь до Соловков 30 км. по воде). Представляете, сколько впечатлений от поездки для острого взгляда художника. Евгений написал Кемь, а потом увидел отснятый в фильме Павла Лунгина «Остров» кадр, оператор снял город с той же точки, что и Е.Канев, видимо, вид самый выигрышный.

«Кемь» 2006 г. Бумага, гуашь

«Церковь св. Евдокии» Бумага, гуашь

«Благослови путника», 2001 г. Бумага, гуашь

Картина «Благослови путника» "родилась" после поездки на поезде «Москва-Казань». Евгений Канев сфотографировал нечто туманное из окна поезда, по приезду, написал работу.

Молельный столб придумал. Больно уж хорошо он вписался.

В ходе работы над картиной, а пишет Евгений гуашью по-мокрому, сам по себе на заднем плане вырисовывался храм с крестом.

И такие метаморфозв происходят с художником часто.

Его супруга, Наталия Фёдорова, поделилась, что однажды придя с работы, услышала от мужа вопрос, как мол, она думает какой кистью он написал лес? "Ну знаешь, есть у тебя одна такая, две волосинки, — ответила Наталия и удивилась услышав ответ Евгения: "А вот и нет. Деревья сами выросли".

Причем, художник наблюдал этот процесс.

Выполнив расколеровку по мокрой бумаге, пошел пить чай, вернувшись в комнату, увидел, как буквально деревца прорастают на бумаге, тянутся своими макушками вверх. И не кабы где, а на нужном месте вырос целый лес на Соловках.

Вот такие чудеса в решете.

Будоражит чувства картина «Река Ашит», с первого взгляда и не скажешь, что это место находится недалеко от Казани в Высокогорском районе Татарстана. Уж больно кряжисты деревья!

«Река Ашит», 2001 г. Бумага, гуашь

Лирична картина «По клюкву». На картине пейзаж окрестностей деревни Топорище ( Ярославской области ), там у художника домик остался. В ней нежность, покой, вера в завтрашний день: солнышко всходит, тропинка куда-то бежит. Романтика. 

«По клюкву» 2001г. Бумага, гуашь

Через такие картины раскрывается нежная, ранимая, сопереживающая миру душа верящего в Бога и его божественную силу человека.

И снова, Казань на картине мастера — «Моя Казань», 2015

— Так замахнулся на Казань. Попробовал всю ее охватить. Конечно, это не мой творческий подход,  больше женский — кружево плести.  Рисовал по кусочкам. Если каждый день рисовать, то холст можно быстро полностью заполнить - рассказывает Евгений.

«Моя Казань», 2015г. Бумага, гуашь

«Как время катится в Казани золотое» Бумага, гуашь

«Остров -град Свияжск» 2020г. бумага, гуашь


В Израиле Евгений Канев побывал в 2018 году, весь 2019 год посвятил этой теме. 

Из цикла «По Святой земле» Бумага, гуашь

Из цикла «По Святой земле» Бумага, гуашь

Из цикла «По Святой земле» Бумага, гуашь

Из цикла «По Святой земле» Бумага, гуашь

Казань. 2006г. бумага, гуашь

«Аль -Булгари. Булгарский мотив», бумага, гуашь

Евгений Канев — член Московского Отделения Союза художников, участник многих выставок.
Работы Е.Канева находятся в собраниях ГМИИ РТ, НКЦ «Казань», Центр «Эрмитаж-Казань», музея «Остров-град Свияжск» и в частных коллекциях жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Уфы, Ярославля и др. городов России, Германии, США, Мексики, Италии, Франции.

За работой...

художник Евгений Порфирьевич Канев и его супруга Наталия Анатольевна Фёдорова

котёнок Вася — умница и красавец. Он очень любит своего «папу» Женю. Это не первый кот в доме, и, хотя жена художника  любит собак по её же словам: - «без кота и жизнь не та». тут

 отсюда

источник сайт art16.ru

ещё источник