Национальный художественный музей Украины в Киеве был основан 1 августа 1899 года, силами городской интеллигенции. По большей части — семьи Терещенко. Изначально, здание проектировалось талантливым московским архитектором Петром Самойловичем Бойцовым, который в основном был частным архитектором, и работал на богатых людей. Лицензию на строительство ему не дали, поэтому проект перешёл к популярному киевскому зодчему Владиславу Владиславовичу Городецкому.

Городецкий занялся доработкой проекта, а затем и его практической реализацией. Архитектор построил здание специально для первого Городского музея Киева. Здание было построено в стиле неоклассицизм. Знаменитый итальянский скульптор Элио Саля занимался оформлением главного фасада. Музей получился уникальным. На строительство музея 100 тыс. руб. выделило правительство, сто тысяч пожертвовала семья Терещенко, остальные 50 тыс. собрали киевляне.

В 1904 г. состоялось официальное открытие и освящение заведения, которое стало называться Киевский художественно-промышленный и научный музей имени государя императора Николая Александровича. С приходом советской власти музей не раз менял не только свое название, но и профиль коллекции. В 1919 г. музей был национализирован и назван 1-м Государственным музеем, 

с 1924 - Всеукраинским историческим музеем имени Т. Шевченко,

с 1939 - Государственным музеем украинского искусства. В 1942 г. музей был объединен с коллекцией Русского музея и назывался Государственный музей восточно-европейского искусства. Современное название музей получил в 1994 г., после провозглашения независимости Украины.

Значительный вклад в становлении и развитии музея сделали первые его руководители -выдающиеся украинские учёные, искусствоведы, археологи, этнографы. Одним из них был первый директор музея Н. Федотович Биляшевский, который вместе с Д. Щербаковским и В. Хвойкой собрал обширную коллекцию украинских древностей, народного искусства и археологии. Ещё одной яркой личностью, принимавшей участие в становлении и развитии музея, был Ф.Эрнст. Он организовал уникальные выставки украинского искусства в музее: “Украинский портрет XVII-XX вв.” (1925) и “Украинская живопись XVII-XX вв.” (1929). В начале 1920-х годов вёл переписку с московским музейным Фондом о передаче Киеву произведений украинских мастеров. Благодаря его стараниям коллекция музея пополнилась произведениями Д. Левицкого, А. Рокачевского, А. Мокрицкого и др.

Усилиями этих выдающихся людей и последующих поколений искусствоведов сегодня коллекция музея представляет наибольшее собрание произведений украинского искусства.

В музее хранится одна из лучших в стране коллекций иконописи Левобережной и Надднепрянской Украины. Открывает этот раздел экспозиции полихромный деревянный рельеф “Святой Георгий с житием” ХІІ в. византийского происхождения и икона “Покрова Богородицы” конца XII -начала XIII в. из Галичины - самая ранняя из известных на сегодня икона Покрова. Средневековье ярко характеризуют иконы “Чудо святого Георгия про змея” XIV в. и “Волынская Богородица Одигитрия” XV в.- самый лирический и трагический образ Божьей Матери в древней украинской иконописи.

В музее собрана прекрасная коллекция искусства барокко Левобережной Украины (конец XVII -XVIII вв.). Здесь можно увидеть изысканные образцы барочной иконы, такие как “Покрова с портретом Б. Хмельницкого”, парные иконы “Великомученицы Анастасия и Иульяния”, “Варвара и Екатерина”, иконы Лаврской мастерской из иконостаса Успенского собора.

О деятельности передвижников в Украине говорит монографическая коллекция произведений Н. Пимоненко, демонстрируя демократические тенденции в украинской живописи.

Значительный интерес представляют произведения художников одесской школы живописи во главе с К. Костанди — основателя Товарищества южнорусских художников.

К ярким достижениям украинского авангарда принадлежат работы всемирно известного скульптора А. Архипенко, выдающихся живописцев и графиков А. Экстер, А. Богомазова, В. Ермилова и А.Петрицкого.

Коллекция музея насчитывает более 40 000 экспонатов, среди которых шедевры украинской живописи, скульптуры и графики со времен древней Руси и до наших дней.

Собранная в музее богатейшая коллекция позволяет ознакомиться с достижениями украинских мастеров. Каждый посетитель получит эстетическое наслаждение и сохранит большое и яркое впечатление от знакомства с музеем и сокровищами украинской культуры.

Навеки с Москвой, навеки с русским народом.

В конце 1653 года русское посольство во главе с боярином Василием Васильевичем Бутурлиным прибыло в Переяславль, вскоре там собралась и вся генеральная старшИна во главе с Хмельницким. Накануне прошли переговоры Бутурлина с Хмельницким, который хотел добиться от русской стороны взаимной присяги с обязательством России защищать Украину от внешних врагов и гарантировать привилегии казакам. Но Бутурлин был непреклонен: это не договор равных - украинцы смиренно просят оказать им милость, взять под высокую руку царя, и поэтому они обязаны без всяких условий присягнуть на верность, а что касается их привилегий и гарантий - это уж воля государева, бейте ему потом челом: царь-батюшка милостив!

18 января 1654 года в Переяславе с утра состоялся тайный старшИнский совет запорожского казачества. В своей речи перед старшИной гетман предложил выбрать государя из четырёх кандидатур: турецкого султана, крымского хана, польского короля и русского царя. СтаршИна единодушно воскликнула: “Волим под царя восточного, православного!”. А того же числа днём состоялся Генеральный военный совет, на котором приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и других казацких полков (14 из 17), а также жители Переяслава. Других представителей от мещан (кроме Переяслава) и духовенства не было. В этот же день, в соборе Успения Пресвятой Богородицы боярин Василий Васильевич Бутурлин привёл к присяге на верность русскому царю запорожских казаков и местное население. Украины же как субъекта, который мог бы воссоединяться с кем-то, не существовало вовсе. Это была первая присяга казаков русскому государю, которую принесли гетман, полковники и старшИны с формулировкой быть вечными подданными его царскому величеству всероссийскому и наследникам его.

"Навеки с Москвой, навеки с русским народом" 1951 год Мих. Ив. Хмелько.

На картине Хмелько изобразил выступление Богдана Хмельницкого, уже после принятия присяги, на крыльце собора Успения Пресвятой Богородицы с сообщением о принятии присяги перед казаками и мещанами. Духовенство, казацкая старшина, представители мещанства стоят рядом с гетманом и боярином на крыльце.

На переднем плане прямо перед зрителем притоптанный снег, на него с крыльца простирается зелёный ковёр и поверх - красная ковровая дорожка. Правая половина первого плана занята толпой. В центре, на дорожке, вздымают вверх шапки и сабли солидные казаки-полковники, одетые в шубы и длинные свитки. Правее - простые казаки и женщины. Особенно выделяется старик-бандурист с хлопчиком, символизирующие украинский народ. На лице у всех радость и ликование. Слева изображён бывалый казак в резных санях. Он тоже поднимает шапку в знак одобрения.

Средний план. Слева на крыльце каменных палат под знамёнами стоит Богдан Хмельницкий - мужчина сурьёёзнай, осанистай, подпоясанный красным кушаком, в красных сапогах. У гетмана торжественное лицо, правая рука его в почтительном жесте протянута в сторону стоящего рядом боярина, посла царя Алексея Тишайшего. (В 1656 Хмельницкий и Бутурлин осаждали Львов, но были вынуждены снять осаду и двинуться на встречу крымскому хану Мехмеду Четвёртому Гераю, напавшего на Украину, которого при Озёрной разбили). Слева от гетмана стоит генеральный писарь, Иван Выговский, с развернутым свитком: официальное лицо зачитывает исторический документ. За спиной гетмана представители духовенства и иные важные персоны. Внизу, у крыльца, особняком стоит богато одетый вельможа в золотистом парчовом кафтане под меховой накидкой, крытой серебристой парчой. Он не разделяет общей радости. Красивое лицо его сдержанно, а в руках он держит шапку с пером - головной убор магната. За его спиной видны улыбающиеся вдохновенные лица запорожцев.

На заднем плане - лес поднятых сабель, взлетевшие шапки, заснеженные башенки, маковки церкви и заиндевелые деревья. Люди в толпе изображены не как серая масса, а как собор сильных, своенравных, свободных людей, делающих осознанный выбор в пользу воссоединения.Над всем этим пасмурное зимнее небо.Цветовая гамма полотна довольно пёстрая. Доминирует красный цвет: дорожка, подчёркивающая значимость исторического события, одежда гетмана, боярина и других казаков. Красный цвет передаёт торжественность момента, ликование людей, праздничное настроение. Свет в картине рассеянный, толща облаков закрывает солнце, но пышное облако несколько пожелтело от брызнувшего луча, что символично.

После Переяслава присягу принесли все 166 городов и посёлков Войска Запорожского, всего более 122 тыс. человек (к 1991 году население Украины возросло до 52 мл. чел.). Глава семьи давал присягу на вечные времена и за всех своих домочадцев.

Художник написал картину “Навеки с Москвой, навеки с русским народом” к трёхсотлетнему юбилею Переяславской рады. Впоследствии, картина Хмелько была размножена в миллионах копий, которые можно было видеть везде: в газетах, журналах, учебниках, на стенах домов, на конфетных коробках со знаменитым киевским “Птичьим молоком” и даже на спичечных этикетках и почтовых марках. Оригинал хранится в Национальном художественном музее Украины (Киев).

Михаил Иванович Хмелько (1919-1996). 

Михаил Иванович Хмелько родился в Киеве в 1919 году, в семье рабочего завода “Арсенал” Ивана Николаевича Хмелько, впоследствии активного участника революционных восстаний, депутата Киевского горсовета в 1927-1929 гг. Мать будущего художника была домохозяйкой и до замужества целых семь лет ухаживала за детьми писателя А.И. Куприна. Михаил Иванович с раннего возраста увлекался рисованием и с десяти лет уже активно посещал художественную студию М. М. Ярового.

Участник Великой Отечественной войны. Служил сапёром-картографом. Будучи раненым, выбрался из окружения, пробрался в Киев, где скрывался до его освобождения. Впоследствии служил в бригаде фронтовых художников при политуправлении 1-го Украинского фронта.

С 1947 года и вплоть до горбачевской “перестройки” Михаил Хмелько - активный участник многочисленных всесоюзных и республиканских художественных выставок. Самыми известными работами Хмелько, которые стали эпохальными в его творческой биографии, были картины “За великий русский народ” и “Триумф победившей Родины”, отмеченные Сталинскими премиями 1949 и 1950 годов, т. е. был Лауреатом двух Сталинских премий. Член КПСС с 1954 года. Рассказывают, что когда Сталин в одном из залов Кремля, уже по сложившейся традиции, просматривал картины, представленные к самой престижной премии, то возле полотна Хмелько “Триумф победившей Родины” задержался дольше всех. А затем, уже после окончания просмотра, ещё раз подошёл к этой работе и утвердительно произнес: “Представить к первой степени”. И художник вторично стал лауреатом Сталинской премии І степени.

К сожалению, в наши дни имя живописца и многих других художников советского периода, по не понятным причинам, упоминаются очень редко. Но даже невзирая на это, созданные ими полотна всё равно уже невозможно отделить от истории страны. Потому что их работы, - это и есть наша история. А из песни, как говорится, слова не выбросить.

В 1948—1973 годах заведовал кафедрой живописи в КГХИ, с 1962 года - профессор.

В 1951—1957 годах возглавлял Союз художников Украины.

Народный художник УССР (1963).

В последние годы, тяжело переживая перестройку и развал СССР, находился в творческом простое.

М. И. Хмелько умер 15 янв. 1996 года.

Самый знаменитый гетман.

В России Богдан Хмельницкий известен как лидер казаков, присягнувший на верность царю. На Украине гетман знаменит как борец за независимость страны. А в Польше пана гэтьмАна в первую очередь вспоминают как организатора бунта и кровавых расправ над неправославным населением (евреев, католиков и униатов).

Богдан Хмельницкий; работа Яна Матейко, 1875 г..

Дар Богдана. XVII век был полон неудачных мятежей. Одним из исключений стало восстание на юго-востоке Ржечи Посполитой. Ляхи сделали первый шаг к разделам, Россия – ещё один шаг к превращению в мировую империю. Героем радикальной перекройки европейской карты стал гетман Запорожского войска Богдан Хмельницкий.

Отвага, решительность, хитрость, мстительность, начатки западного образования и восточная мудрость, честолюбие, вспышки гнева, умение вести беседу с королями и буйной толпой запорожцев. Все эти качества помогли Хмельницкому возглавить бунт против Польши, не погибнуть в первый же год, как бунтари-предшественники, оставаться вождём, даже после поражений. И, что самое трудное для такого героя, умереть в своей постели.

 “Дудки“, роговое, реестр. Рассказ о вожде освободительной войны необходимо начать с причин смуты. Бедой для Ржечи Посполитой стала Контрреформация. Самым надёжным её средством был орден Иисуса – иезуиты, а одним из направлений деятельности ордена – образование. Иезуитские коллегии (школы) появились на обоих берегах Днепра. Надо отдать должное иезуитам: учителя подчёркивали превосходство католической церкви над православной, но напоминали ученикам, что обе веры равны. Пропаганда сработала: к началу освободительной войны в Польше остался только один православный сенатор – Адам Кисель. Существовала уния – сохранение православного богослужения, при подчинении римскому папе, но элита Ржечи Посполитой считала её верой второго сорта.

Православие - “хлопская вера”, схизма, стала источником дохода: за религиозные требы – крещение, венчание, отпевание - полагался особый налог “дудки” (от названия немецкой монеты). Кроме “дудок” украинский и белорусский мужик платил по длинному феодальному списку. За содержание волов – роговое, за ульи – очковое, за право ловить рыбу – ставщину, за помол зерна – сухомельщину. Платежи часто собирали арендаторы-евреи в пользу тоже иноверцев – панов-католиков, а так как век требовал роскоши и наличных денег, то поборы росли.

Однако у крестьян юго-восточных воеводств перед глазами была соблазнительная альтернатива – Запорожская Сечь, военное братство на границе дикого поля. Казаки нападали на крымских татар (ядром этноса крымчаков были половцы, которые смешались с ясами, касогами, крымскими евреями. Крымчаки весьма враждебно относились к татарам казанским и астраханским, весьма и весьма. Чем и воспользовался Великий князь Московский Иван Третий Васильевич, который заключил союз с ханом Менгли Гераем против Казани), доходили на своих “чайках” до Кафы и Стамбула, а с Ржечью Посполитой то ссорились, то мирились. Грабить Стамбул интереснее, чем платить роговое или очковое, поэтому крестьянство периодически уходило за порги на Сичь, в казаки.

Битва под Берестечком, 1651 год. Работа Анатолия Теленика (2019 г.). На картине показан момент смертельного ранения мурзы Тугай-бея. 

Лидеры казачества были не против перейти в шляхетство. Но они оставались православными, а дополнительные феодальные поборы в пользу господ, переменивших “веру дедов”, гарантировали православной казацкой старшИне народную поддержку.

Обиженный король, обиженный Хмельницкий. Зиновий Богдан Михайлович Хмельницкий родился в 1595 году на хуторе Субботов, в семье чигиринского подстаросты, женатого на казачке.

 Вначале Богдан учился в школе православного братства, потом в иезуитском коллегиуме Львова и Ярослава. Позже Богдан будет щеголять знанием латинского языка и афоризмов, н о сохранит православную веру.

Взрослая жизнь Хмельницкого насыщена интересными событиями и приключениями, достойным пера Дюма-отца.

1620 – вместе с отцом сражается под Цецорою: отец погиб, п Богдан попал в плен, из которого через два года его выкупили. За годы плена будущий гетман выучил татарский и турецкий, изучил восточный менталитет. Вернувшись домой вступил в реестр. Наследовал Субботов.

1632-1634 – воевал на Смоленской войне против России, разумеется. Круль Владислав Четвёртый Ваза наградил его золотою саблею за то, что спас его королевское величество от плена. С запорожцами ходил в море Чёрное. Грабил крымские и турецкие города. Дослужился до сотника.

1637 - год после подавления восстания Павлюка вместе делегациею казаков ездил в Варшаву за привилеями, увеличение числа реестра казаков. например.

В быту батько Хмель был прост: носил одежду обычного казака, жил в скромном жилище, питался без изысков. При этом был хлебосольным хозяином, любил весёлые пирушки, на которых медовуха и горилка текли щедрой рекой. Любил народные песни, поэзию, неплохо играл на бандуре. Одним словом – настоящий народный герой.

Максым Крывонис (Дмитрий Згонник, 2007).

Конфликт из-за женщины с подстаростою Чаплинским стал причиною восстания 1648-1655, которое организовал Богдан Хмельницкий. Желание шляхты: дать холопам мелкие и временные уступки, восстановить статус-кво и увидеть Хмельницкого на плахе в Варшаве. Желание крестьянства и беднейшего казацтва: дать казачий статус всем земледельцам, для шляхты установить прожиточный минимум, т. е. без барщины и фиксированных платежей. Боевые действия охватили огромную территорию. Крестьянские войны под руководством Разина и Пугачёва не идут ни в какое сравнение с войной Хмельницкого, фактически война шла на взаимное истребление. Земли пустели. Крестьяне и казаки уходили в Россию, на так называемую Слобожанщину, современные Белгородскую и Харьковскую области. В России жили единоверцы казаков (в Москве “своими” считали всех православных, а в Киеве свои – это те, кто говорит на русском языке. Как говорится, почувствуйте разницу. Для Москвы “свои” это и татары, не принявшие ислам, и литвины, не отвергнувшие католицизм, и мордва, и черемисы, и Пермь, и…). Хмельницкий обратился к русскому царю за поддержкой ещё в 1648 году, но ответа не получил: царь боялся, и справедливо, большой войны с Речью Посполитой.

Год за годом Хмельницкий посылал новые и новые письма в Москву. Однако в Кремле отлично понимали, что объединительные инициативы гетмана сделают войну с Речью Посполитой неизбежной. На пирах, во хмелю, гетман грозился “разорить Москву хуже Польши”. И гетман, и казацкая старшИна знали о жёсткой вертикали власти и о страшной волоките в Москве, что присланные бояре не то, что не обидятся на латинские афоризмы пана Богдана, но просто не поймут их, что присланные Москвой воеводы начнут вымогать “поминки”. А среди народа попроще ходили слухи, что московиты заставят их носить лапти, сбрить чубы и отрастить бороды. 

"Гэрць" (Поединок козака и шляхтича) - художник Анатолий Теленик, 2019. 

Равноправный союз, воссоединение или аннексия. В Москве и в Киеве абсолютно по-разному трактовали достигнутые в январе 1654 года договорённости. Одним из условий покровительства Москвы считалась присяга казаков царю. В Кремле присягнувших начали воспринимать как таких же подданных, как и прочих государевых людей. А в Киеве в присяге видели лишь обязательство воевать за царя и не предавать его, а не основание превратиться в рабов восточного царя. Многие казаки, духовенство и мещане отказались приносить присягу московскому царю, а значит они не считали себя связанными обязательствами перед московским правительством. Противоречий оказалось так много, что уже в 1657 году на Украине началась гражданская война между сторонниками Москвы и Варшавы.

В XIX веке Николай Костомаров утверждал, что Россия обманула Украину: не соблюла автономный статус, обещанный царём, и обман начался в первый же день, когда бояре не подписали пункт о казачьих правах. Сергей же Соловьёв уверял, что украинская сторона фактически обманула Москву: казачье войско вело себя так, будто по-прежнему воюет только за свои интересы, но теперь использует русские контингенты и ресурсы. Доносы на гетманов-изменщиков текли на Москву потоком, а в Москве не всегда могли разобраться, кто действительно не прав, а кто действительно прав.

В итоге царь получил не послушных подданных, как ожидал, а казаки – не того царя, которого желали. И это противоречие оказалось бомбой замедленного действия.

Когда Россия объявила перемирие и начала переговоры с панами, гетмана Украины даже не уведомили: для Алексея Михайловича Хмельницкий был таким же холопом, что и Голицын, Белосельский или Шеин. Чуть позже гетман Украины послал крупный отряд казаков на помощь шведам, воевавшим с поляками. Из Москвы немешкотно последовала выволочка. Гетман возмутился зело, но войско всё же отозвал. После Богдана Хмельницкого на Украине появились два гетмана, а сама Украина разделилась на Правобережную, проваршавскую, и Левобережную, промосковскую. “От Богдана до Ивана не было гетмана” – украинская поговорка. (Богдан – Хмельницкий, Иван - Мазепа). Этот период на украине зовут “Руиной”.

"Въезд Богдана Хмельницкого в Киев", художник Микола Ивасюк, 1900 год.

Богдан Хмельницкий прекрасно понимал, что новые несчастья его освобождённой родины – впереди. Но неудачником и несчастливцем он не был: возглавить крестьянское восстание и умереть в постели своей смертью среди соратников – редкая удача.

Союз между Москвой и Киевом оказался очень непрочным. Даже общая вера не стала надёжной “скрепой”, могущей превратить Украину и Россию в монолитную силу. Уже через пять лет после Переяславской рады, в 1659 году, в битве под Конотопом русские встретились с объединённой армией поляков, казаков и крымцев под командованием гетмана Ивана Выговского. В Кремле были шокированы откровенной изменой Выговского, чью кандидатуру на гетманство одобрил сам царь. Выговский оправдывался тем, что Москва не спасла Украину от набегов крымчаков и + Москва заключила перемирие с Варшавой, вместо того, что бы добить панов. Справедливости ради нужно написать здесь, что значительная часть казаков не пошла за Выговским. Гетман не смог воспользоваться победой при Конотопе – киевляне не пустили его в город, и он был свергнут и расстрелян. В Москве искренне считали, что вернули под свой контроль старинную вотчину, т. е. все договорённости, сохранить, например, Магдебургское право в тех городах, в которых оно было или выборность гетмана, ни к чему не обязывало.