Три вещих мифических славянских птицы : Сирин,Алконост и Гамаюн в живописи.

Сирин, Алконост, Гамаюн — птицы древнейших легенд и сказаний.

О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро - Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Подольском — 1230 год)

Картина В.М.Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали».

В разных источниках встречается образ двух птиц, сидящих на вершине или верхних ветвях Мирового Древа справа и слева от вертикали ствола.

В этих случаях вся схема (то есть Мировое Древо) может быть понята как род космологической модели. Вместе с тем в ритуальном плане эта пара птиц как древний символ воплощает собой идею плодородия, благополучия, богатства.

Глазунов Илья «Райские птицы Древней Руси»

Птицы выступают здесь как своего рода стражи богатства и гаранты правильности совершения ритуала.   Трансформацией образа птицы на Мировом Древе является и сказочный мотив: в награду за спасение птенцов в гнезде на дереве (дубе) от Змея - такие персонажи, как :Орел, Ворон Воронович, Ноготь-птица и т. п. выносят героя сказки из подземного царства, где он добыл живую воду, на землю.

Герой русских былин Вольга, охотясь на лебедей и уток, превращается в сокола.

Сказочные девицы после купания обращаются в лебедиц, утиц или голубок (иногда это связано с утратой своей одежды и облачением в птичью).

В птиц (сов, сорок и т. п.) могут обращаться и ведьмы, колдуны, злые духи.

Палех. «Сирин и Алконост»

Понимание птичьего языка в мифологии и фольклоре приписывается обычно персонажам, которые особенно близки к природе, часто обладают магической властью над нею.

Птице отведена значительная роль в ритуалах.

В восточнославянской традиции характерна связь птиц с вырием, заморской райской страной; поэтому производилось выпускание птиц на волю, печенье ритуальных «птиц» из теста («жаворонки») и т. п.

Сирин

Сирин своим происхождением обязана литературной средневековой традиции.

Самые древние изображения Сирина восходят к X веку и сохранились на глиняных тарелках, колтах и височных кольцах.

Сирин считается посланницей подземного мир. Родилась из железного яйца.

Рассказы о сладостном и чарующем воздействии пения Сирина на человека содержатся в таких литературных памятниках XVII века, как Физиологи, Азбуковники, Хронографы.

Виктория Ватолина ( Viktoriya Vatolina) открытка Птица Сирин

В апокрифической литературе сообщается, что птица Сирин боится громких звуков, и, чтобы отпугнуть ее, люди звонят в колокола, стреляют из пушек, трубят в трубы.

В картуше* название «Птица Сирин святого и блаженного рая» и текст:

«Аще человек глас ея услышит, пленится мысльми и забудет вся временная и дотоле вслед тоя ходит, дондеже пад умирает, гласа ее слышати не престает».

Около головы Сирина надпись:

«Видом и гласом».

Под картинкой заглавие:

«Есть же о птице сей сказание таково».

Ниже текст:

«В странах индийских (яже прилежат ближайши блаженному месту райскому) обычай имеет являтися птица сия и глашати песни таковы, яковы же слух. возлетати жилищам, и скорейши нежели орел скоропарною быстростию от вреды шумов вземшеся, к тому не являема бывает». (Е.И.Иткина)

Художник Корольков «Сад Ирий»

В русских духовных стихах она, спускаясь из Рая на Землю, зачаровывает людей пением.

Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям.

Лаковая миниатюра, шкатулка «Сирин и Алконст»

Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн.

Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове.

Прародительницами образа Сирин считают сирен – птицеобразных существ, живущих на скалах морских и заманивающих мимо плывущие корабли своими песнями.

Лаковая миниатюра, шкатулка «Сирин и Алконст», Федоскино

По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти.

Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих.

Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии.

«Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».

Андрей Клименко (р.1956 г.) «Сирин»


Черноволосая и светлоглазая, с серебряными когтями, эта птица считалась вестником Кощного бога, повелевающего мёртвыми.(Вспомним персонажа сказок - Кащея бессмертного, иногда пишут Кощея, от имени Кош)

птица-Сирин работы С.И. Ягужинского

Пасько Александр «Сирин»

роспись Великоустюгская «Птица Сирин»

 роспись Великоустюгская «Птица Сирин»

Райская птица Сирин на яблоне. Первая половина 19-го века.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Птица - Сирин на крыльце Дворца

А первое изображение Сирин относят к Х веку, со временем же о существе стали писать и в литературных источниках.

Место обитания – мир мёртвых, Навь.

Впрочем, эта информация взята из более ранних легенд.

Иван Билибин «Птица Сирин».

Поздние же источники говорят, что Сирин обитает в Ирии, где охраняет Молочную реку, деревья и лишь изредка слетает на землю, чтобы оплакать погибших в боях воинов.

Считалось, что она дурманит разум всем, кого встречает, заставляя человека забыть и настоящем, и о прошлом.

Лубок

Голос её позволял прогнать страх смерти перед лицом опасности, однако заставлял и забыть об осторожности, а порой – и стремиться к настоящему суициду.

Сирин умела вызывать водовороты, обладала даром предвидения: описывала прохожему его будущее, а также подвергала его испытанию пением: если человек, слушая её, удержал себя в руках – одаривала его. В противном случае могла и умертвить.

Изразец с изображением Сирин

Сирин  изображается вместе с другой райской птицей, Алконостом, но голова Сирина иногда оказывается непокрытой, а вокруг неё располагается нимб.

Изразец с изображением Сирин

Современный сувенир - новогодний шар Сирин

Пермогорская роспись «птица Сирин».

роспись тарелки из дерева. Сирин

Вестница гибели

В отличие от своих сестёр, Сирин воплощала скорбь, а если и появлялась перед человеком, то лишь как вестница гибели, что настигнет его скоро. Исследователи не могут объяснить, почему предназначение этой Девы-птицы так ярко отличается от её подруг.

Андрей Шишкин. «Сад Ирий». (птица Сирин)

Скорее всего, здесь имеется суть гармонии, при которой наши предки

считали, что печаль и радость должны находиться в едином равновесии.

Виктор Корольков «Сирин».

В русских мифах Сирин теряет своё морское происхождение. Насколько известно, в славянских преданиях редко появлялись существа, порождённые пучиной океана, чего не скажешь о греческих легендах.

Сирин- полная противоположность птице Алконост.

 (*Картуш - овал, на котором помещаются текст, монограммы, вензеля, эмблемы, герба; виньетка с незаполненной частью, которая используется для надписи, размещения цифры, эмблемы.)

Изображение Сирин

Северная роспись. Сирин

Некоторые исследователи считают, что положение крыльев птицы указывает на разное положение солнца на небосводе: распростертые — зенит, приподнятые — восход, сложенные — закат.

Сирин

Современный свитер с символикой птицы Сирин

РАЙСКИЕ ПТИЦЫ .

Бальмонт

На Макарийских островах,
Куда не смотрят наши страны,
Куда не входят Смерть и Страх,
И не доходят великаны, –

На Макарийских островах
Живут без горя человеки,
Там в изумрудных берегах
Текут пурпуровые реки.

Там камни ценные цветут,
Там все в цветеньи вечно юном,
Там птицы райские живут,
Волшебный Сирии с Гамаюном.

И если слышим мы во сне
Напев, который многолирен,
В тот час, в блаженной той стране,
Поет о счастье светлый Сирин.

И если звоном нежных струн
Ты убаюкан, засыпая,
Так это птица Гамаюн
Поет в безвестном, голубая.

Elona Laff. «Сирин и Алкност».

«Сирин».

Алконо́ст

Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастья. Родилась из золотого яйца.

Еще её называют — Прекрасная Дева Зари. Заря — это раннее утро, когда солнце еще не появилось над горизонтом, но небосвод уже светлеет. В это время начинает летать птица Алконост.

Роспись по шёлку, батик

У нее чудесный голос. Поет она песни радости. Ее пение прекрасно и безвредно. Алконост изображали по-разному. Как птицу с головой женщины и как женщину, но с крыльями за спиной. Такая женщина с прекрасным лицом держит в руках цветок лотоса. Она прилетала к человеку в моменты жизненных затруднений. Предсказывала. Давала ценные советы.


Свои яйца Алконост несет на морском берегу, погружает их в глубину вод, делает море спокойным на 7 дней, пока не вылупятся птенцы. И делает она это в середине декабря, за неделю до дня зимнего солнцестояния
е.

По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сама себя не ощущает.

Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.

Виктор Корольков «Алконост»

Место обитания птицы – остров Буян.

Согласно византийским и русским легендам, отождествляется со светлым началом, а песни её предвещают процветание и радость.

Прародительницей считается героиня греческих легенд Алкиона, которая утопилась в море, узнав о гибели горячо любимого супруга. За это великие боги Олимпа превратили её в птицу и повелели летать над морями.

Внешними особенностями Алконост являются женское лицо, руки и грудь, позолоченная корона на голове и когти из драгоценного металла: на правой лапе – золотые, на левой серебряные.

Согласно сохранившимся изображениям оперение птицы пёстрое, однако художник Васнецов изобразил Алконост с белыми перьями, посчитав, что именно белый цвет лучше других отражает светлую сущность.

Билибин «Алконост»

Согласно преданиям, Алконост легко может как успокоить морскую гладь, так и вызвать бурю, а голос её, сладкий и нежный, одурманивает человека и заставляет забыть на время обо всём на свете.

Песни её – это не бессмысленные трели, а послания от мира богов миру людей.

Кроме того, считается, что Алконост сопровождает погибших на поле боя воинов до ворот солнечного сада Ирия.

Однако и Алконост есть «тёмные стороны».

Согласно преданиям, яйцо её, которое она раз в год откладывает на дно морское, способно выполнить любое человеческое желание и уберечь от всех бед и зла. Смельчаков же, пытавшихся выкрасть это яйцо, Алконост преследует до конца его жизни, а душу после смерти оставляет мыкаться по земле, не давая подняться в Ирий.

Ирий – страна солнца у древних славян.

Место, где цветут невиданные цветы и растут удивительные деревья, где обитают мирные животные и птицы с чудными голосами. Там же растёт и мировое древо, под сводами которых пируют славянские боги, и протекает Молочная река.    

Шкатулка, Федоскино

Гамаюн

Райская птица Гамаюн, или Симург (на Востоке её ещё называют птицей Хумо) залетела на Русь из Персии, а не из Греции, в отличие от Сирина и Алконост.

Самое раннее упоминание о ней встречается в «Авесте», т. е. в первой половине I тыс. до н. э.а.

В поэме Фирдоуси «Шахнаме» птица Симург спасает богатыря Рустама. В древнетюркских источниках тоже упоминаются «давлят куши» и «кунтубулган», что означает «птица государства» и «солнечная птица».

птица Хумо

Считается, что блеск перьев всех птиц мира идет от сияния перьев первоптицы.

Гамаюн — в русской культуре мифическая волшебная птица , живет она также в Светлом Ирие — месте обитания Богов.

В соответствие с древнеславянскими легендами Гамаюн – птица Яви (ее темный антипод – Сирин – существо, принадлежащее миру Нави).

В произведениях книжности XVII—XIX веков это залетающая из рая безногая и бескрылая вечнолетающая при помощи хвоста птица, предвещающая своим пением смерть государственных деятелей.

В культуре XIX—XXI веков есть два основных направления развития образа: как райской птицы, с которой связываются представления о счастье и блаженстве, и, благодаря творчеству В. Васнецова и А. Блока, как мифической птицы, предвещающей беду.

Визуальный образ птицы гамаюн претерпел изменение с течением времени: сначала у неё появились крылья и ноги, а затем и женское лицо

В старинной «Книге, глаголемой Козмография» (т.е. Космографии или, приближая это название к современной терминологии, географии),на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном.(привет, "плоскоземельщики!):))

«Восточному» происхождению птицы гамаюн обязано её появление в титулах восточных правителей, в первую очередь, конечно, турецкого султана, а также шаха Ирана.

Картотека Древнерусского словаря, хранящаяся в Институте русского языка им. В.В. Виноградова РАН, содержит выписки из различных грамот и посланий восточным владыкам, содержащих упоминание этой птицы, причём всегда в одной и той же устойчивой форме.

Птица гамаюн вошла не только в дипломатическую переписку, но и в быт русских царей.
Так, в 1614 г. царю Михаилу Фёдоровичу у московского гостя Михаила Смывалова было куплено несколько диковинных вещиц, в том числе:
«Птица Гамаюн около шеи сверху обнизано жемчугом, на середине жемчужина большая, позадь её на спине репей серебряной, на репьё зерно жемчужное».

И.Е. Забелин упоминает также, что 21 октября 1626 г. «дьяк Ждан Шипов отнёс в Верх к государю в хоромы птицу Гамаюн, которая в этом случае могла быть какою-либо вещицею, изображавшею такую птицу, как она и описана выше».

Возможно, именно об этой вещице пишет так называемая «Книга глаголемая урядник:

Новое уложение и устроение чина сокольничья пути» (1656). Здесь читаем: «Василий Ботвиньевъ, по государеву указу возьми из Гамаюна, райския птицы, письмо... И подьячий... разстегнувъ птицу Гамаюна, вынимаетъ письмо и... чтетъ вслухъ».

В таком случае описываемый у Забелина и в «Уряднике» Гамаюн может быть выполненной в виде райской птицы шкатулкой.

На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное».

Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря. Не обошли вниманием прекрасную птицу и наши классики.

Интересно отметить, что Гамаюн, такая же райская птица, как Алконост и Сирии, никогда не изображалась на лубке с ними вместе. Она, как вещунья, всегда одинока. Такова она и на картине В.М. Васнецова.

Работа Васнецова оказала большое влияние на формирование образа птицы гамаюн в русской культуре.

Васнецов Виктор Михайлович «Гамаюн, птица». 1897г. Холст, масло, 214×135 см. 

Хранится в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой в Махачкале

А. Блок, потрясённый этой картиной, пишет в феврале 1899 г. небольшое стихотворение «Гамаюн, птица вещая»:

На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облеченных,

Она вещает и поет,

Не в силах крыл поднять смятенных.

Вещает иго злых татар,

Вещает казней ряд кровавых,

И трус, и голод, и пожар,

Злодеев силу, гибель правых.

Предвечным ужасом объят,

Прекрасный лик горит любовью,

Но вещей правдою звучат

Уста, запекшиеся кровью!

В 1900 г. А. Блок попытался опубликовать это стихотворение, как и второе, посвящённое Алконосту и Сирину, в журнале «Мир Божий».

Пробежав стихи, редактор журнала старый либерал В.П. Острогорский сказал:

«Как вам не стыдно, молодой человек, заниматься этим, когда в университете бог знает что творится!» – и выпроводил поэта «со свирепым добродушием».

Опытный редактор не понял, не разглядел, что перед ним поэт, которому самому суждено было стать вещим Гамаюном, что его устами древняя птица предвещала время неслыханных катастроф и потрясений, «и трус, и голод, и пожар», и «казней ряд кровавых», и «злодеев силу, гибель правых» – всё то, что суждено было испытать России в наступающем XX в....(тут)

Кадр из кинофильма "Садко" 1952г.(серебряный приз Венецианского кинофестиваля 1953г.)

Лидия Вертинская в образе таинственной птицы.

Согласно мифологии, эта птица – посланник богов. На рассвете она прилетает к людям.

Птица, летящая с востока, предвещает страшный ураган. Что, кстати, является еще одним умением существа: она и дождь способна накликать, и ветром управлять, и метель напустить на округу.

Она поет священные гимны и предвещает будущее тем, кто может услышать ее секреты.

А услышать ее голос среди гула ветра, шелеста листьев и звуков приближающейся грозы не так-то просто.   Гамаюн выступает в роли посредника между богами и людьми, ведь крылатый вестник доставляет важные сведения обычным людям.

 

Гамаю́н Гамаю́н —  предвещает будущее тем, кто умеет слышать тайное.

Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.

О Гамаюн, вещей полудеве-полуптице, слагались былины и песни.

Есть она и на гербах русских городов.

Образ вещей птицы Гамаюн был столь любим, что ее имя использовалось в качестве личного, имя использовалось как название в топонимике.

Само название, возможно, происходит от «гаманить», то есть рассказывать, говорить.

Родственно со словом «Гамаюн» знакомое нам слово «гомон».

Как мы видим по многочисленным изображениям, в том числе вошедшим в сокровищницу русской живописи, Гамаюн имеет голову и грудь прекрасной девы, а туловище большой птицы, перья яркие и выразительные.

Иногда же человеческих черт в облике Гамаюн нет, это просто огромная птица.

Кое-где встречаются упоминания, что Гамаюн способна к перевоплощению и целиком становится девой.

Так про нее рассказывают в древней рукописи:

«Гамаюнъ птица инакоже и манкория, еяже и райской птицею именуетъ, величеством поболе врабия хвостъ имать семи пядей, ногу и крылъ у себе не имать, обаче выну непрестанно по воздуху ховстомъ своимъ летаетъ, и никогда не почиваетъ, цветже перия ея велми прекрасенъ естъ, и пожелателенъ видению человеческому».

Таким образом, птица это необычная, неземная.

Способна посетить все уголки Явного Мира, сидит на ветвях в лесу — там ее видят.

Вот что гласит древнее поверье:

«Если крыльями своими Гамаюн повеет на голову – быть ему владыкой. Если птица свой полёт над его головой прервёт – случиться бедам большим. Если грянет на землю и дух испустит – скончается князь или приближенный к нему».

Ирина Мохова

Содержание песни Гамаюн тоже говорит о будущем, рассказывает волю высших сил.

Вообще же, как верили  древние славяне, вещей Гамаюн известно всё: как произошла земля, люди на ней, птицы, звери. Поговорив с волшебной птицей, можно узнать все эти тайны. Предки считали, что Гамаюн может влиять на людей, воздействовать своей силой. Вообще, Гамаюн говорит много, помогает людям праведным, может даже раскрыть секрет. Может научить способности делать предсказание.

Ее пение вдохновляет на подвиги, великие свершения.

Опасна ли птица Гамаюн для людей?  

Как правило, Гамаюн не нападает на прохожих, злобы к людям не проявляет.

Но опасность кроется в другом. По легендам, пение Гамаюн настолько прекрасно, что невольно люди заслушиваются, забывают себя, свои дела, идут за вещей птицей куда глаза глядят.

К тому же, Гамаюн вдохновляет поэтов, певцов, сказителей — подсказывает им волшебные истории,образы.

Гамаюн — воплощение поэзии, тайных знаний и творчества. Неудивительно, почему образ вещей птицы так популярен среди стихотворцев, художников, писателей.

Достойным людям, искренним и честным Гамаюн всегда помогает, она с легкостью может подсказать наиболее оптимальный вариант решения проблемы или даже раскрыть какую-либо тайну.

Как воплощение бога мудрости Гамаюн обладает колоссальным объемом знаний обо всех аспектах мироздания, поэтому грамотно заданный вопрос всегда приводит к исчерпывающему ответу.

Живет Гамаюн на острове Буяне (в Алатырском море).

По другой версии место ее обитания – некий Макарийский остров (некоторые исследователи полагают, что это всего лишь другое название того же Буяна).

Гамаюн часто посещает Правь и Славь, но не задерживается там надолго.

В геральдике ирийская-райская птица (Гамаюн) — мифическая птица счастья.

Её можно увидеть на гербе Смоленска и городов Смоленской области.(на иллюстрации как раз изображение старого герба Смоленска)

Герб г. Пучеж. Пу́чеж — город районного значения в Ивановской области в России, административный центр Пучежского района.

Ирина Василенко

Она есть и на гербах тех фамилий, которые ведут происхождение от смоленского князя Ростислава Мстиславовича. Среди них — князья Вяземские, Кропоткины, Татищевы и много других не менее известных имён.

В настоящее время большинство специалистов считают, правда, что птицу Гамаюн нельзя отождествлять с символикой других райских птиц — Сирина, Алконоста и Феникса. Дело в том, что производное от слова «Хумо» — прилагательное «хумаюн» переводится на русский язык как «добрый, хороший», но и как «благородный, благословенный, высочайший, шахский, императорский».

Это и есть качество, отличающее ее от других птиц — как самую царственную.

Бем Елизавета Меркурьевна. Птица Гамаюн. Картон, акварель, белила. 27х14,3. 20 век. Пермская государственная художественная галерея.

В последней трети XX в. ещё один поэт (и бард) обратился к теме райских птиц – это сделал Владимир Высоцкий в  его песне «Купола».

Высоцкий, в отличие от Васнецова и Блока, свёл в своей песне вместе всех трёх птиц - и Алконоста, и Сирина, и Гамаюна. Есть в их изображении и традиционные, уже известные нам мотивы, но появляются и новые ноты, как тому и положено быть не у подражателя, а у продолжателя традиции.

Репин Илья Ефимович. Птица Гамаюн. Доска, масло. 75,5х36,5. 1892. Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств.

В первую очередь - общий стилистический тон всего произведения. Есть в нём нечто сюрреалистическое, даже визионерское.

Все три птицы у Высоцкого оказываются вещими, но в то же время сказочными, нереальными:

Как засмотрится мне нынче, как задышится?!
Воздух крут перед грозой, крут да вязок.
Что споётся мне сегодня, что услышится?
Птицы вещие поют – да всё из сказок.
Птица Сирии мне радостно скалится,
Веселит, зазывает из гнёзд,
А напротив – тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.
Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черёд,
Это птица Гамаюн
Надежду подаёт!

Это, конечно, не лубок, не Васнецов и не Блок.
Птица радости Сирин предстаёт в виде игривой и назойливой кокетки.
Птица грусти и печали Алконост является каким-то почти босховским виденьем из наркотического кошмара.
И только трагическая вещунья Гамаюн неожиданно становится воплощением надежды.

Основные живописные работы с изображением райской птицы Гамаюн сотворили старинные художники, в современности этот образ используется очень редко и бездумно.

 Из разных источников, остальные указаны в тексте.

продолжение о других птицах из мифов славян в следующий раз.