Автор - А.В. Ярцева

РНБ (Российская Национальная Библиотека) показала на электронной выставке рождественские и новогодние открытки, выпущенные более ста лет тому назад

Первая мировая война с начальных своих дней находила самое прямое отражение в русской изобразительной открытке. Сказалась она и на поздравительных открытках, в которых тема праздника нередко переплеталась с темой великого испытания, переживаемого страной. 

Провожая 2014 г., РНБ (Российская Национальная Библиотека) показала на электронной выставке рождественские и новогодние открытки, выпущенные сто лет тому назад.

Большинство из них издали московские торговые фирмы. Благодаря Николаю Яковлевичу Тамаркину, владельцу магазина рам и картин, увидели свет рождественские открытки по оригиналам художника Александра Петровича Апсита – графика, иллюстратора, плакатиста. Развернутые сюжетные композиции, посвященные встрече праздника на передовой и в тылу, сопровождают четверостишия поэта и журналиста М.П. Гальперина.

Рождественская открытка (108) (700x510, 522Kb)

Апсит, Александр Петрович (1880-1944).
С Рождеством Христовым! : Грядущий день ... : почтовая карточка / М. Галь. - Москва : изд. Тамаркина, [между 1914 и 1917] (Типо-лит. бр. Менерт). - Цветная автотипия ; 9х14 см.

Рождественская открытка (110) (443x700, 387Kb) Эти открытки были отпечатаны в цвете в типолитографии братьев Менерт – там же, где и альбом «В дни войны», листы из которого они повторяют в уменьшенном масштабе.

Другое издание Тамаркина, напечатанное в типографии Г. Ламберта, воспроизводит незамысловатые акварельные рисунки Адриана Алексеевича Найдена, изображающие русских солдат.

Рождественская открытка (112) (457x700, 459Kb) [Солдатская пляска у рождественской елки] : почтовая карточка. - Москва : изд. А.Н.Г., [между 1914 и 1917] (Клише и печать Торг. дома Генегар и Ко). - Цветная автотипия ; 13,9х8,9 см. - (Серия 12 ; 4).

Рождественская открытка (111) (463x700, 432Kb) [Елочки к празднику Рождества Христова] : почтовая карточка. - Москва : изд. А.Н.Г., [между 1914 и 1917] (Клише и печать Торг. дома Генегар и Ко). - Цветная автотипия ; 13,9х9 см. - (Серия 12 ; 3).

Провожая 2014 г., РНБ (Российская Национальная Библиотека) показала на электронной выставке рождественские и новогодние открытки, выпущенные сто лет тому назад. Большинство из них издали московские торговые фирмы.

Благодаря Николаю Яковлевичу Тамаркину, владельцу магазина рам и картин, увидели свет рождественские открытки по оригиналам художника Александра Петровича Апсита – графика, иллюстратора, плакатиста. Развернутые сюжетные композиции, посвященные встрече праздника на передовой и в тылу, сопровождают четверостишия поэта и журналиста М.П. Гальперина.

Эти открытки были отпечатаны в цвете в типолитографии братьев Менерт – там же, где и альбом

«В дни войны», листы из которого они повторяют в уменьшенном масштабе.

Другое издание Тамаркина, напечатанное в типографии Г. Ламберта, воспроизводит незамысловатые акварельные рисунки Адриана Алексеевича Найдена, изображающие русских солдат.

Рождественская открытка (113) (455x700, 467Kb)
Письмо из родины! Забилось ретивое ... : открытое письмо. - Петроград : издание М.Ф. Андреева, [между 1914 и 1917]. - Хромолитография ; 13,6х8,7 см.
Как и Найден, за счет открыток занял свое скромное место в искусстве художник Александр Алексеевич Лавров. По его рисункам, в которых сцены из военных будней разыгрывают дети, выпустил открытки московский торговый дом «Гарри Гельмс и Ко» – владельцем его был зубной врач Гарри Васильевич Гельмс.

Рождественская открытка (115) (700x434, 392Kb) Лавров, Александр Алексеевич (1857-).
Я и праздничка дождался И без елки не остался : почтовая карточка. - Москва : Типо-литография Т.Д. Гарри Гельмс и Ко, [между 1914 и 1917]. - Цветная автотипия ; 9,1х14 см.

Преемник этого товарищества, торговый дом «Генегар и Ко» (Алексею Николаевичу Генегару принадлежали фотолитография и фотоцинкография в Москве), тоже обратился к выпуску поздравительных открыток.

12 (700x473, 301Kb)

13 (476x700, 258Kb) В основу серии легли реалистические зарисовки из фронтовой жизни: празднование Рождества Христова в расположении войск.

Почтовые карточки с рождественскими сюжетами выпустил и еще один московский торговый дом – «Типолитография Барнет». (на фото)

А новогоднее поздравление со стихотворным обращением к воинам в декабре 1914 г. издал и отпечатал в Москве в собственной типолитографии Петр Саввич Бубенцов.

Рождественская открытка (116) (478x700, 347Kb) С Новым годом! : открытое письмо. - [Петроград : издание Н.И. Бутковской, между 1914 и 1917] (Печатня "Современное искусство"). - Цветная автотипия ; 14,2х9,6 см.

Стихотворениями сопровождались и петроградские открытки – например, издания «Буссель и Кноринг» (последний, вероятно, – Хаим Моисеевич Кноринг), печатавшиеся в товариществе «Ш. Бусселя наследники».

Именно поэтическим текстом различаются у экономных издателей рождественская и новогодняя карточки, для которых использован одинаковый рисунок.

4 (700x457, 333Kb) В другом случае для лубочной картинки взяты те же самые стихотворение и рисунок, что и для открытки.

Она примечательна и тем, что пять строф набраны на месте, отведенном для письма: отправителю оставалось только подписаться.

Рождественская открытка (109) (445x700, 413Kb) Найден, Адриан Алексеевич (1872-).
С Рождеством Христовым! : открытое письмо. - Москва : изд. Тамаркина, [между 1914 и 1917] (Тип. Г. Ламберт). - Цветная автотипия ; 14х8,9 см.
Открытые письма, изданные в Петрограде М.Ф. Андреевым, показывают все излюбленные сюжеты военной рождественской открытки: праздничный день в семье, глава которой сражается на войне; бойцы, отмечающие праздник на линии фронта; воин, читающий письмо из дома.

8 (474x700, 394Kb) Серов, Владимир Александрович (1910-1968).
С Новым годом! : почтовая карточка / худ.: В.А. Серов. - Ленинград : Полиграфмастерская ЛССХ, [1942]. - Литография с тоном ; 14,5х9,9 см.

3 (700x497, 344Kb) Эфирной тканью сизый иней Одел продрогшую листву ... : почтовая карточка. - [Петроград] : издание Буссель и Кноринг, [между 1914 и 1917] (Типо-лит. "Ш. Буссель"). - Фотомеханическая печать ; 10х14,8 см.

На открытке, которую издательство «ТЭ»  (см.фото) напечатало в хромолитографии Федора Федотовича Злотникова и Льва Васильевича Волка, можно видеть еще один распространенный сюжет тех годов: ель в заснеженном поле, заменяющая солдату домашнюю праздничную ёлку.

11 (448x700, 341Kb) Шнейдер, Александра Петровна (1863-ок.1942).
[Рождественская елка] [Изоматериал] : почтовая карточка. - [Петроград]: издание Комитета ее императорского высочества великой княжны Татианы Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий, [между 1914 и 1917]. - Цветная автотипия ; 14,1х8,9 см.

Для издания Татьянинского комитета тот же мотив, решенный, однако, по-своему, выбрала Александра Петровна Шнейдер – акварелистка, получившая известность изображениями цветов.

2 (470x700, 288Kb) 

Открытки издательницы Натальи Ильиничны Бутковской  (на фото) (стараниями которой в начале XX в. выходили в свет книги о театре и изобразительном искусстве) печатала ее же цинкография «Современное искусство». Они отличались определенным своеобразием: это и фантазия на тему воздушных полетов Сергея Федоровича Плошинского – иллюстратора и художника открытки, и новогоднее поздравление-карикатура.

7 (700x476, 306Kb)

15 (446x700, 369Kb)

16 (700x449, 320Kb) "Хоть шуба овечья,Да душа человечья"

17 (700x451, 368Kb) "Покурить нам утешенье после жаркого сраженья"

Еще одна новогодняя почтовая карточка – ее выпустило киевское издательство «Новь» – доказывает популярность творчества Апсита: в ней явно использована композиция, созданная им в 1914 г. и тиражировавшаяся на лубочной картинке, на календарной стенке и на открытках.

9 (467x700, 273Kb) С Новым годом! : почтовая карточка. - Киев : Новь, [1914 или 1915] (Лит. "Прогресс"). - Хромолитография ; 13,8х8,5 см.

10 (554x700, 452Kb) Апсит, Александр Петрович (1880-1944).
Календарь Отечественной войны. № 6, Литвин, поляк, еврей и малоросс, Протянимте друг-другу руки ... : [календарная стенка]. - Москва : издание Е.Ф. Челноковой, [1915?]. - Хромолитография, цинкография ; 33,9х26,2 см.

[Рождественская ночь в городе] : почтовая карточка. - Москва : Барнет, [между 1914 и 1917]. - Фотомеханическая печать ; 14,2х8,8 см.

С окончания Первой мировой войны не прошло и четверти века, и вновь стали издаваться военные поздравительные открытки, в том числе – новогодние.

5 (483x700, 327Kb)

В дни Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., художники опять обращаются к изображению семьи воина, ушедшего сражаться с врагом.

Но если в 1910-х гг. рисунки и тексты нередко пронизаны мучительной тревогой за мужа и отца, то для советской открытки характерно уверенное спокойствие семьи. Свою любовь жена и дети проявляют в написании письма на фронт: теперь именно эта сцена, а не получение письма (или посылки) на линии фронта, привлекает авторов.

1941 (700x483, 375Kb) Дети на открытках 1940-х гг. присутствуют только тогда, когда это не противоречит реалистичности действия (пишут письмо, играют «в войну»); изображения, подобные тем, которые создавал Лавров, невозможны.

23 (479x700, 320Kb) Поздравительные открытки Первой мировой войны нередко показывают военных, готовящихся к празднику или встречающих его – так, как позволяет фронтовая обстановка.

В отличие от них, советский воин на новогодних карточках или участвует в боевой операции, или являет собой собирательный образ красноармейца, краснофлотца, партизана (иногда, кроме того, иносказательно представляя собой Новый год).

1941г. (491x700, 359Kb) Пожалуй, единственная линия, начатая в новогодней открытке 1910-х гг. и получившая развитие в 1940-х гг., – это линия карикатуры.

1942г. (492x700, 382Kb) Дед Мороз, несущий подарки, которыми оказывается разящее врага оружие, – такой сюжет успешно перешел из одной эпохи жизни страны в другую, несмотря на все их идеологические и социальные различия.

1943 (497x700, 349Kb)

1944 (441x700, 343Kb)

1944 (2) (540x700, 346Kb)

1945 (498x700, 406Kb)

Отечественная изобразительная открытка, начавшая свою историю в середине мирных 1890-х гг., откликалась на различные события и, в том числе, конечно, на участие страны в военных действиях. Поздравительные издания периода Первой мировой войны стоят в завершении первого этапа развития открытки, приходящегося на времена Российской империи.

Тогда, в дни грозной мировой катастрофы, они, как свидетельства любви и заботы, соединяли современников. Сейчас они связывают поколения, помогая потомкам отдать дань памяти ушедшим соотечественникам.

«... И пусть не мучит вас сомненье, Что вы забыты средь полей».

А.В. Ярцева

Здесь , на сайте был пост про традиционные рождественские открытки, дореволюционной художницы Е. М. Бем