Вы знаете,что  к древнегреческому мифу о скульпторе Пигмалионе и созданной им прекрасной Галатее неоднократно обращались художники, поэты и музыканты.

 (506x657, 51Kb)

Жан-Леон Жером Пигмалион и Галатея 1892 г.

Вспомним сам миф.

Пигмалион - легендарный царь Кипра, искусный в ваянии.
Жил одиноко, избегая женщин Кипра, торговавших своим телом. В своем уединении однажды Пигмалиону удалось вырезать из драгоценной слоновой кости статую молодой женщины удивительной красоты. Чем чаще любовался Пигмалион своим творением, тем больше находил в нем достоинств. Ему стало казаться, что ни одна из смертных женщин не превосходит его статую красотой и благородством. Ревнуя к каждому, кто мог бы ее увидеть, Пигмалион никого не пускал в мастерскую. В одиночестве - днем в лучах Гелиоса, ночью при свете лампад - восхищался юный царь статуей, шептал ей нежные слова, одаривал цветами и драгоценностями, как это делают влюбленные. Он назвал ее Галатеей, одел ее в пурпур и посадил рядом с собой на трон.

Во время праздника Афродиты, отмечавшегося всеми островитянами, Пигмалион в загородном святилище богини принес ей жертвы с мольбой:
- О, если бы у меня была жена, похожая на мое творение.
Много жарких молитв услышала богиня в свой день, но снизошла к одному Пигмалиону, ибо знала, что нет на всем Кипре человека, любившего так горячо и искренне, как Пигмалион. И трижды вспыхнул в алтаре жертвенный огонь в знак того, что Афродита услышала Пигмалиона и вняла его мольбе.

 (512x660, 62Kb)

Луи Гауффер Пигмалион и Галатея 1797 г.

Не чуя под собой ног, помчался царь во дворец. И вот он в мастерской, рядом со своей рукотворной возлюбленной.
- Ну что же ты еще спишь! - обратился он к ней с ласковым упреком.- Открой глаза, и ты увидишь, что уже взошла солнечная колесница Гелиоса, и он сообщит тебе добрую весть. Лучи легли на лицо из слоновой кости, и Пигмалиону показалось, что оно немного порозовело. Схватив свою подругу за кисть руки, он почувствовал, что кость уступает давлению пальцев, увидел, что кожа на лице становится белее и на щеках проступает румянец. Грудь расширилась, наполнившись воздухом. И Пигмалион услышал спокойное и ровное дыхание спящей. Вот приподнялись веки, и глаза блеснули той ослепительной голубизной, какой блещет море, омывающее остров Афродиты.

 (640x480, 50Kb)

Джулио Баргеллини Пигмалион и Галатея 1896 г.

Весть о том, что силой любви оживлена кость и родился не слон, которому она принадлежала, а прекрасная дева, за короткое время облетела весь остров. Огромные толпы стекались на площадь перед дворцом, счастливый Пигмалион уже не боялся завистливых взглядов и пересудов. Он вывел новорожденную, и, увидев ее красоту, люди упали на колени и громогласно вознесли хвалу владычице Афродите, дарующей любовь всему, что живет, и могущей оживлять камень и кость во имя любви и для любви.
Тут же на глазах у всех Пигмалион провозгласил девушку царицей Кипра и покрыл ее благоуханные волосы царской короной. В пурпурном одеянии с сияющим от обретенного счастья лицом она была прекрасна, как сама Афродита. Галатея стала женой Пигмалиона по имени Галатея и родила ему дочь Пафос, ставшую эпонимом города на южном берегу Кипра, центра культа Афродиты.

Миф связан с культом Афродиты (или Астарты), жрецом которой был Пигмалион.
По некоторым данным, Пигмалион тождествен с кипрским Адонисом-Пигмайем, возлюбленным Афродиты и персонификацией весны. По другой версии мифа, Пигмалион влюбился в изображение самой Афродиты.

Семен Михайлович Венцимеров
Ахейские сказания. Пигмалион. (отрывок)

                    Киприда дарит счастье всем,
                    Кто верно служит ей... Совсем
                    Особый помнится пример
                    Пигмалиона... Верь — не верь —

                    Художник женщин не любил.
                    Точнее — ненавидел. Жил
                    Уединенно, бобылем...
                    Мечта любви таилась в нем...

                    Он был в ваянии силен.
                    Раз из слоновой кости он —
                    Блестящей, белой — изваял
                    Скульптуру девушки... Стоял —

                    И молча на нее глядел
                    Часами... Даже похудел.
                    Жизнь проходила стороной.
                    Казалась девушка живой.

                    Вот, мнилось, двинется, пойдет,
                    Заговорит и все поймет,
                    Чем полнилась душа творца...
                    Он от прекрасного лица

                    Пылающих не сводит глаз...
                    Проходит час, и час, и час...
                    Он дни и ночи напролет
                    Пред этой девушкой... Живет

                    Он только мыслями о ней —
                    Нет никого ему родней,
                    Милее, чем она... Она
                    Такая на земле одна...

                    Он ожерелья ей дарил,
                    Браслеты, серьги... Обрядил
                    Ее в чудесный пеплос... Он
                    В свое творение влюблен.

                    Как часто он в тоске шептал:
                    — О, если б только услыхал
                    Твой голос! Если б ты была
                    Живою, если бы могла

                    На речи пылкие мои
                    Ответить голосом любви!
                    Я был бы в счастье без ума!...
                    статуя была нема.

                    А вскоре празднует народ
                    Киприды праздник... Он дает
                    Ей в жертву — белую как снег —
                    Чудесней всех, прекрасней всех —

                    Телушку, вызлатив рога...
                    — О той, что так мне дорога,
                    К тебе, защитнице любви,
                    В мольбе взываю: оживи!

                    Воздай молящему тебя...
                    Вдруг из костра, его слепя,
                    Взметнулись языки огня...
                    — Она услышала меня,

                    Киприда слышит, как молю —
                    И, может быть, мечту мою
                    Осуществит — и оживит
                    Мне ту, о ком душа горит....

                    Весь переполненный мольбой,
                    Художник поспешил домой,
                    Шагнул к скульптуре... Чудеса:
                    Скульптура подняла глаза —

                    Пигмалиона обняла,
                    Сказав:  — Как долго я спала!

Евгений Баратынский

Скульптор

Глубокий взор вперив на камень,
Художник нимфу в нем прозрел,
И пробежал по жилам пламень,
И к ней он сердцем полетел.

Но, бесконечно вожделенный,
Уже он властвует собой:
Неторопливый, постепенный
Резец с богини сокровенной
Кору снимает за корой.

В заботе сладостно-туманной
Не час, не день, не год уйдет,
А с предугаданной, с желанной
Покров последний не падет,

Покуда, страсть уразумея
Под лаской вкрадчивой резца,
Ответным взором Галатея
Не увлечет, желаньем рдея,
К победе неги мудреца


Леон Мадорский

Пигмалион и Галатея

От одиночества страдал,
В порыве вдохновенья
Художник в древности создал
Пришедшее виденье —

Скульптуру дивной красоты,
Возвёл её на пьедестал,
Дарил подарки и цветы
И о любви живой мечтал.

В мерцании ночных лампад
Шептал слова о страсти,
Но им внимал холодный взгляд
И душу рвал на части.

Стоял пред ней, благоговея,
Пигмалион, среди цветов
Но не дышала Галатея —
Просил о помощи Богов.

Его услышав, Афродита
В награду за его талант,
За красоту и без кредита
Вмиг оживила бриллиант.

Глаза открыла Галатея
И видит рядом стоит Он,
Его узнала, чуть робея —
Её творец — Пигмалион.

В ожившем теле кровь играет,
Прикосновенье рук и вмиг
Она их узнаёт, желает —
И вырвался из сердца крик:

«О, ты, кто Жизнь мне подарил,
Возьми живую Галатею,
Хочу, чтоб ты меня любил
И называл женой своею.»

Любовь к творенью своему
Способна делать чудеса,
Не все доступные уму —
Их тайна там, на небесах.
---------------------------------------
Так силою любви и волею Богов
Оживлена скульптура — Галатея —
Пример другим из глубины веков,
Что можно сделать с Женщиной, умея…

Марк Шехтман

Стихи Галатее

Ocтaвь Пигмалиона, Галатея…
Как манией, талaнтом одержим,
У мрамора заоблачно немея,
Земному он становится чужим.
Он снова сны в холодной глыбе прячет,
Как будто бы надеется опять
Изведать богоданную удачу —
Любовь из невозможного создать…

Оставь его! Иди! Там ждут Афины.
Там шумный мир. Hу, чтo жe ты? Иди!
Сильны мужи и юноши невинны…
Повелевай — округлостью груди,
Капризом бёдер, зовом лона, властью
Влечений, изгоняющих покой…
Ночной жасмин благоухает страстью,
И дышит влажным сумраком левкой,
И роза зачарованно запела!
Иди же, Галатея!
...А потом,
Когда поймёшь — душа окаменела —
Вернись для пробужденья в этот дом,
Где нежность — не разменная монета,
Где камню повелели — Оживи! —
И где любовь есть продолженье света,
А тело — продолжение любви,
Где вишнями колышется аллея,
Где за окном цикада голосит...
Вернись к Пигмалиону, Галатея!

Никто другой тебя не воскресит.

Жанна Баринова

Пигмалион и Галатея

Царь Кипра женщин не любил
И жил как перст уединённо,
Но вдруг с подачею судьбы
Стал страстно-преданным влюблённым.

А дело в том, что сотворил
Художник женщину из кости
Красивей утренней зари —
Волшебно-сказочную гостью.

Дарил ей нежные слова,
Цветы и серьги и браслеты...
Пред нею душу изливал
С темна до самого рассвета.

— Ещё не видел белый свет
— Красавиц этой девы лучше!
— О дай же мне скорей ответ,
— Не стой серьёзней хмурой тучи!

Гостей к себе не приводил,
На троне статуя с ним рядом
Светлей блестящих голых льдин
Стояла с мёртвым, тусклым взглядом.

— Надень, красавица, наряд
— С пурпурным цветом пышной розы,
— Там, Галатея, целый ряд
— Роскошных платьев из привоза!

На праздник Афродиты — царь
Пришёл к ней с просьбою-молитвой:
— Прости за то, что отрицал
— Любовный дар твоих реликвий!

— Богиня, я прошу жену
— Точь-в-точь, как статуя на троне...
Алтарь огнём вдруг полыхнул,
Ответным знаком сердце тронув.

Вернулся юный царь домой —
И к статуе скорей с мольбою:
— Любимая, глаза открой!...
Открылось небо голубое...

Он слушал пульс в её руке
И первый вдох поверх наитий...
Теперь царю не жить в тоске
Под флагом будничных событий.

 (497x639, 51Kb)

АНЬОЛО БРОНЗИНО
Пигмалион и Галатея 1529-30 г.г.
Палаццо Векьо, Флоренция

 (312x373, 25Kb)

ЛОРАН ПЕШЁ
Пигмалион и Галатея 1784 г.

 (494x600, 31Kb)

ЛУИ-ЖАН ФРАНСУА ЛАГРЕНЕ
Пигмалион и Галатея 1781 г. Институт искусств, Детройт

 (640x444, 54Kb)

ФРАНСУА БУШЕ
Пигмалион и Галатея 1767 г. Эрмитаж

 (392x600, 62Kb)

ЭРНЕСТ НОРМАН
Пигмалион и Галатея 1886 г.

 (428x600, 34Kb)

ЭТЬЕН МОРИС ФАЛЬКОНЕ
Пигмалион и Галатея 1767 г. Лувр

Стихи Майи Борисовой

Музыка Леонида Альтшулера



Перелепи моё лицо, скульптор,

В ладонях мни его, как мнут глину.

Поторопись меня лепить, скульптор,

А то я снова пропаду, сгину...

Твоя коморка так темна, милый,

Под лестницей, где белый свет клином,

Пигмалион сейчас пройдёт мимо

В опочивальню, и меня кликнет.



Он будет ласков, а потом бешен,

А после - в непробудный сон канет.

Он не признается богам, бедный,

Что под его рукою я – камень.

Все говорят: Пигмалион – мастер,

Он мою душу вызвал из мрака,

А я увидела тебя, мальчик,

И позабыла вмиг, что я – мрамор.



Пигмалион сиял, как грош медный,

Касался рук моих, колен, стана,

А я дрожала - где ты, что медлишь?

Ведь для тебя живою я стала.

В легенде холодно мне, как в склепе,

Меня доверие небес давит.

Пигмалион себе ещё слепит:

Он всё же, в общем-то, не бездарен.



Растрёпан факел молодым ветром,

Горячий отблеск на твоих скулах.

Чтобы лицо моё - к тебе вечно, -

Перелепи моё лицо, скульптор!

Я умоляю - всех богов ради -

Ведь счастье роздано нам так скупо -

Чтоб нам не узнанным уйти рядом,

Перелепи моё лицо, скульптор!



Миф о Пигмалионе и Галатее

«Он подошел к статуе и — о счастье, о радость! Статуя ожила!»

Афродита дарит счастье тому, кто верно служит ей. Так дала она счастье и Пигмалиону, великому кипрскому художнику. Пигмалион ненавидел женщин и жил уединенно, избегая брака. Однажды сделал он из блестящей белой слоновой кости статую девушки необычайной красоты. Как живая стояла эта статуя в мастерской художника. Казалось, она дышит; казалось, что вот-вот она начнет двигаться, пойдет и заговорит. Целыми часами любовался художник своим произведением и полюбил наконец созданную им самим статую. Пигмалион целовал ее холодные уста, разговаривал с ней, называя самыми нежными именами. Он дарил статуе драгоценные ожерелья, запястья и серьги, одевал ее в роскошные одежды, украшал голову венками из цветов и сделал ей ложе из сидонского пурпура. Как часто шептал Пигмалион:
— О, если бы ты была живая, если бы могла отвечать на мои речи, о, как был бы я счастлив!
Но статуя была нема.
Наступили дни празднеств в честь Афродиты. Пигмалион принес богине любви в жертву белую телку с вызолоченными рогами, он простер к богине руки и с молитвой прошептал:
— О, вечные боги и ты, златая Афродита! Если вы можете дать все молящему, то дайте мне жену, столь же прекрасную, как та статуя девушки, которая сделана мной самим.
Пигмалион не решился просить богов оживить его статую, он боялся прогневить их такой просьбой. Ярко вспыхнуло жертвенное пламя перед изображением богини любви Афродиты; этим богиня как бы давала понять Пигмалиону, что боги услышали его мольбу.
Вернулся художник домой. Он подошел к статуе и — о счастье, о радость! Статуя ожила! Бьется ее сердце, в ее глазах светится жизнь. Славя великую богиню любви Афродиту и полный благодарности ей за то счастье, которое она ему послала, Пигмалион в восторге обнял прекрасную девушку, спустившуюся к нему с пьедестала. Так дала богиня Афродита красавицу жену Пигмалиону.
Н.А. Кун. "Мифы Древней Греции"