Часть 1 здесь: http://obiskusstve.com/546894698854484968/kamil-pissarro-chast-1/

Деревня и крестьяне

Стихийный демократизм, вообще свойственный импрессионистическому движению, у Писсарро был наиболее осознанным: он был социалистом по убеждениям. Если его радикальные взгляды не выражались в живописи, то потому, что он, как его товарищи, полагал задачу живописи в другом – обновить видение, расширить сферу наблюдения, открыть красоту в простых вещах. Политические симпатии импрессионистов были различны: Писсарро – социалист, Мане – республиканец, Дега – монархист, Моне был совершенно равнодушен к политике. Это не мешало им быть единомышленниками в искусстве. Впрочем, социалистические убеждения Писсарро косвенно сказывались в его тематических предпочтениях: он любил писать деревню и крестьян за сельскими трудами, жатву, пастбища, огороды.

Тут он шёл по стопам Милле, с которым его часто сравнивали. Но Писсарро чуждался какой бы то ни было возвышенности. Его крестьяне проще и естественнее, чем у Милле: он мог написать простенькую «Девочку с прутиком», но не трагического «Человека с мотыгой». Критик Теодор Дюре приводил выдержку из письма Писсарро: «Меня всё время сравнивают с Милле. Но Милле был полон библейского духа. А я, хоть и семит, но у меня нет этого духа. Забавно, правда?»

Жан Франсуа Милле. Человек с Мотыгой

Камиль Писсарро. Жатва в Монфуко

Созданный Писсарро образ перерастает сиюминутность. Простой мотив обретает эпическое звучание, благодаря «чередованию пространственных планов (золотистого поля, густо зелёного леса и высокого неба с грядами белых облаков) и центру композиции, отмеченному снопами сжатого хлеба, собранными в большие скирды возле могучего дерева. Тёплый свет летнего дня льётся на землю, золотит кроны деревьев, согревает лёгкие тени, скользящие по сжатому полю. Земля, люди, небо – всё слагается в поэтический образ бытия.

 

 Милле был противником социализма, а Писсарро – сторонником. Однако картины Милле заставляли публику подозревать в нём революционный дух, тогда как в картинах Писсарро ничего подобного усмотреть было невозможно.

Писсарро. Пастырь и овцы.


Камиль Писсаро. Сборщики яблок. 1888.


Камиль Писсаро. Собирательницы колосьев.

Для Писсарро не существовало природы вне человеческой жизни и деятельности. Его пейзажи всегда обжиты человеком.


Камиль Писсарро. Девочка с прутиком

«… Солнышко приласкало девочку-пастушку, которая, забывшись на миг, прилегла на бугорке. Колеблется, шелестит листва, сквозь нее проглядывают лучи солнца, и сотни цветных рефлексов будто на наших глазах взаимодействуют друг с другом».

ПОРТРЕТЫ

«Писсарро очень редко писал портреты, хотя его работы в этом жанре не менее хороши, чем его пейзажи. Весьма выразителен, например, портрет Сезанна, созданный мэтром приблизительно в 1874 году, в период близкой дружбы двух художников. Немало оставил Писсарро и жанровых картин, где образы простых людей - его соседей по Понтуазу или Эраньи - переданы им с подкупающе-нежной искренностью. Такова, например, "Матушка Жолли" (1874). Но подавляющее большинство среди портретов кисти Писсарро составляют портреты членов его многочисленной семьи… Мастер был счастлив в кругу своих родных и, в отличие от многих "людей искусства", не тяготился обремененностью многочисленными обязательствами, связанными с положением отца семейства. Конечно, он страдал, что не может обеспечить  своим близким достойного существования, и сетовал на то, что его жена вынуждена прибегать к разного рода уловкам, дабы поддержать видимость благополучия в доме.

"Художественная галерея. Писсарро", №111, 2006 г


Писсарро. Портрет дочери.


Писсарро. Матушка Жолли.

Писсарро. Портрет Сезанна. 1874.

Неизменно внимательный и доброжелательный к работам товарищей и молодых художников  идущих им на смену, Писсарро себя оценивал скромно, постоянно сомневаясь в своих возможностях. Когда ему было уже 55 лет, он так заинтересовался пуантилизмом (методом раздельного точечного мазка) 25-летнего Жоржа Сёра, что не счёл для себя зазорным последовать его примеру.


Жорж Сёра. Сена у Курбевуа 1885.


Писсарро. Играющие дети. 1887.

 Сёра был очень даровит; его поиски универсальной системы были чем-то вроде поисков абсолюта. Он умер молодым, в разгар этих поисков…

Писсарро недолго оставался пуантилистом. Проработав года два-три в этой манере, он признал, что система нивелирует индивидуальность художника, охлаждает непосредственное чувство, и решительно от неё отказался, вернувшись к интуитивному импрессионизму. Из-за болезни глаз ему становилось трудно работать под открытым небом, и он писал преимущественно виды Парижа и Руана из окна дома. В его поздних вещах нет никаких признаков творческого увядания…


Камиль Писсаро. Закат. Руан.

 Писсарро. Ярмарка в Дьеппе. 1901.

Писсарро. Осеннее утро в Эрнаньи. 1897.

 

РИСУНКИ

«…Мастерство рисовальщика позволило Писсарро добиться значительных успехов в жанре гравюры (при жизни художника, впрочем, было издано всего пять его офортов и несколько литографий).  В его рисунках очаровывают те особые мягкость и плавность, что присущи и живописным его работам».

Камиль Писсарро стал пользоваться успехом в последние годы жизни, - не разбогател, но дела поправились настолько, что его большая семья по крайней мере не бедствовала. Все пятеро сыновей Писсарро стали художниками; старший, Люсьен, - известным иллюстратором- гравёром.

Нина Дмитриева.

Критик Арман Сильвестр, один из тех, кто с самого начала не только симпатизировал импрессионистам, но и верно понимал суть их исканий, попытался сформулировать различия между Моне, Писсарро и Сислеем ещё в 1873 году: «Стоит присмотреться внимательней, как Вы увидите, что господин Моне – самый умелый и самый смелый среди них троих, господин Сислей – самый гармоничный и самый нерешительный, а господин Писсарро – самый правдивый и самый бесхитростный».

http://www.camille-pissarro.org/

http://booknik.ru/today/all/kamil-pissarro-hudojnik-kotoryyi-pisal-svetyashchiyisya-vozduh/

http://otherreferats.allbest.ru/culture/00159393_0.html

http://thelib.ru/books/samin_d_k/100_velikih_hudozhnikov-read-26.html

http://impressionnisme.narod.ru/PISSARRO/biograph_pissarro.htm

http://lib.tr200.net/v.php?id=11163&sp=17

http://otherreferats.allbest.ru/culture/00159393_0.html

http://www.libok.net/writer/6274/kniga/19027/perryusho_anri/jizn_zamechatelnyih_lyudey_-_jizn_renuara/read/54

http://otherreferats.allbest.ru/culture/00159393_0.html

 

Авторы текстов: Н. Дмитриева, А. Чегодаев, Д. Самин, Л. Вентури...