«В живописи и каллиграфии первое движение кисти наиболее важно: оно рождается стихийно, но уже что-то означает», - так описывает творческий процесс художник Карл Мартенс (Karl Martens). Его страсть – птицы, в портфолио мастера – десятки акварелей, написанных кистями для китайской и японской каллиграфии.


Акварели художника из Сан-Франциско

Акварели художника из Сан-Франциско

Карл Мартенс много лет изучал мир птиц, он прекрасно знает, как выглядят представители различных видов пернатых, среди его работ можно увидеть «портреты» и грозных хищников, и крохотных беззащитных пташек. Картины мастер пишет по памяти, не заглядывая в специальные справочники. 
Птицы на акварелях Карла Мартенса (Karl Martens)

Птицы на акварелях Карла Мартенса (Karl Martens)

Птицы на акварелях Карла Мартенса (Karl Martens)

Птицы на акварелях Карла Мартенса (Karl Martens)

Первое, что бросается в глаза, - громадная «капля», расплывшаяся по бумаге, а уже после – прорисованные детали создают целостный образ. Большими кистями для каллиграфии художник наносит первые мазки, остальное «отшлифовывает» карандашами и тонкими кисточками. С поразительной точностью он прорисовывает оперение, подбирает окрас, анатомически правильно передает размах крыльев и строение клюва.
Птицы на акварелях Карла Мартенса (Karl Martens)

Птицы на акварелях Карла Мартенса (Karl Martens)

Птицы на акварелях Карла Мартенса (Karl Martens)

Птицы на акварелях Карла Мартенса (Karl Martens)

Вдохновение Карл Мартенс черпает в работах китайского каллиграфа Шитао, жившего в годы правления династии Цин. Этот художник отличался новаторским подходом к живописи, по сути, опережая свое время, и в последствии его творчество нередко сравнивали с абстрактным экспрессионизмом Поллока. Шитао прославился работой «Десять тысяч безобразных пятен» и развил принцип нерассуждающего письма «одной чертой», в котором видел квинтэссенцию искусства. Именно этот принцип взял за основу Карл Мартенс, ведь суть творчества, по мысли Шитао, заключается в том, чтобы писать интуитивно, заполняя «пустоту» листа.
Карл Мартенс за работой

Карл Мартенс за работой

Карл Мартенс рассказывает, что бумага всегда по-разному реагирует на краску: одни мазки практически полностью впитываются, другие – расплываются по поверхности. Да и кисти ведут себя неодинаково в зависимости от размера, силы нажатия и других (порой непредсказуемых) факторов. Иногда художник посыпает отдельные части листа солью, тогда специфическая реакция краски рождает новые формы и оттенки цвета. Каждое полотно – смелый эксперимент, результат которого зачастую удивляет самого творца.
Птицы на акварелях Карла Мартенса (Karl Martens)

Птицы на акварелях Карла Мартенса (Karl Martens)