Предвидя неизбежные «что – почему – как», не нахожу ничего лучшего, как прикрыться глубоким и до конца не познанным явлением под названием Николай Васильевич Гоголь. Собирая сказки, поверья, предания, он создавал свою мифологию, которая сделала и своего создателя частью себя. Так до конца он и остался стоять, как «литературный витязь» на распутье мистического  и критического (читайте его «Выбранные места из переписки…»). Да только его ли вина?…Может просто не любит «пучина многоглазая», чтоб пинали ее даже гении.

         Но если все-таки стать на «перекресток» и заглянуть в «пучину» (и она обязательно заглянет в тебя). И дело не в том, правильно ли я интерпретирую сюжеты – это проблема этнологов-филологов-фольклористов, а в ощущении свободного парения или падения (зависит от настроения) над «бездной»… И совсем другими выглядывают оттуда наши колобки-поскребыши, жар-птицы, сивки-бурки и пр. Не балаганные клоуны и этнографические манекены, а «..богатырски трезвая сила, которая временами даже соединяется с каким-то невольным пророчеством о России, рождается от невольного прикосновения мысли к верховному Промыслу, который так явно слышен в судьбе нашего отечества. » 

                                                                                                                                                                                            ( Н. Гоголь «Выбранные места…»)

Ну, и в качестве «подпорок» к своему видению несколько литературных «исходников»  к сюжетам:

(к «Рассекающий лед»)

…Мы русские! Наследники Руси!                
Впитала наша кровь  и приютила   
Бесстрашный  нрав кочевников степи         
И одержимость воинов Аттилы. 

Наш дух  и стать от широты полей. 
Мы стража сей земли, сквозь время скачем,
И бешеный галоп наших коней,            
Как Божий суд - суров, красив и мрачен….  (Г. Лосев  «Всадники»)                      
                                         

(к «Байка из баньки про лунную невесту»)

            …Баня -  место опасное, потому что «нечистое», неосвященное, в нем нет икон. Как раньше говорили, баня — «хоромина погана», «без креста». Поэтому в ней делали то, чего нельзя было делать в освященном доме. Там гадали, колдовали, играли в карты, вызывали нечистую силу. В бане иногда происходило посвящение в колдуны…  (Л. Никитина   «Русская народная мифология»)

(к «Заберите крест…»)

… русалка может стать очень хорошей женой. Если постараться и правильно подойти к делу, парень может вывести ее из состояния русалки…И они смогут пожениться. Это относится к тем девушкам, которые стали русалками из-за материнского проклятия. На такую девушку парень должен надеть крест. Тогда она освободится от проклятия и вновь станет человеком. Поэтому русалки часто сами просят людей: «Дай мне крест, дай!» Не побоится парень надеть на русалку крест — обретет верную и красивую жену. (Л. Никитина   «Русская народная мифология»)

                                                                                                                                                               

(к «На смерть Василия Буслаева»)

…И на пути лежит пуста голова, человечья кость. / Пнул Василей тое голову с дороги прочь, /

Провещится пуста голова: / «Гой еси ты, Василей Буслаевич! /

К чему меня, голову, попиноваешь, /……………………………..

Где лежит пуста голова, / Лежать будет и Васильевой голове!» /……………………………

Василей тому не верует, / Стал со дружиною тешиться и забавлятися, /

Поперек каменю поскаковати. / Захотелось Василью вдоль скакать, /

Разбежался, скочил вдоль по каменю ‑/ И не доскочил только четверти /

И тут убился под каменем. / Где лежит пуста голова, / Там Василья схоронили.  (Былина «Смерть Василия Буслаева»)                                                               

То же предание излагает и народная  сказка  с  любопытной заменою камня-алатыря морской пучиною. Поплыл Василий Буслаевич через море к зеленым лугам; тут лежала Морская Пучина - кругом глаза; стал он вокруг  ее похаживать, сапожком ее попинывать. "Не пинай меня, говорит  Пучина,  и  сам тут будешь!" Расшутились тогда рабочие люди Васильевы и стали скакать через Пучину; все перескочили, а Василий прыгнул и задел ее пальцем правой ноги  - да тут и помер…  ( А.Н. Афанасьев  «Древо жизни»)                                                                                                           

Итак, ПУЧИНА МНОГОГЛАЗАЯ!  По мнению Дэвида Бома, в каждом ее кубическом сантиметре скрыта энергия триллиона атомных бомб! Элементарные частицы, как почти столетие назад уже доказали пионеры квантовой физики «…покоятся во всех возможных структурах, пока – потревоженные нашими наблюдениями или измерениями – не обоснуются в некоторой точке действительности. Наше наблюдение – человеческое сознание – является самым важным в жизни элементарных частиц. Они становятся чем-то определенным благодаря нашему сознанию…»

Квантовые исчисления показывают, так же, что «…мы и вся наша Вселенная живем и дышим среди некоего моря движения – квантового моря света, некоего Нулевого Поля. Это совершенный алхимический мир чистого потенциала. Он делается реальным и, в некотором смысле, менее совершенным, только когда в него вторгается сторонний наблюдатель, который, как кажется, и останавливает хаотичность»   ЭТО И ЕСТЬ – ПУЧИНА МНОГОГЛАЗАЯ!  То самое, (на самом деле – безглазое) осознавание, пустота-полнота, нулевое поле, пространство вариантов, что спит само в себе, до тех пор, пока кто-то не дерзает его пробудить. И до сих пор остается загадкой, что заставляет Вселенную пробудиться ото сна?

                                                                                                                                                                      (В. Демчог «Самоосвобождающая игра»)

(к «Святогор-страж преисподней»)

Святогор, сын Рода, брат Сварога,..Рожден же Святогор был для того, чтобы стоять на страже мира Яви и не пускать сюда темных чудищ из Нави. Вход туда находился у подножия столпа, на котором держалось небо. Сам же столп (или Мировое древо) находился в святых горах, откуда и происходит имя великана…   (Славянская мифология)                                                      

(к «Как Колобок по ярмарке хаживал»)

Вспомним еще раз пресловутого Колобка, приключения которого как только ни толковали на разных уровнях видения мира. А попробуем взглянуть еще и так: Колобок — метафора попытки пойти своим путем при абсолютно неподготовленном сознании и полном отсутствии знания законов реальности.  (С. П. Баева  «Сказка о Колобке. Эзотерическая интерпретация»)

Дерзайте – погружайтесь, насколько сможете…. а дальше, как с «пучиной» договоритесь. (В. Танюкевич)

Рассекающий лед

Байка из баньки про лунную невесту

Заберите крест...

На смерть Василия Буслаева

Святогор - страж преисподней

Как Колобок по ярмарке хаживал (лубок)