Роберт Рафаилович Фальк – один из талантливейших живописцев в русском искусстве XX века. Профессиональное мастерство живописца и масштаб личности в равной мере привлекают к нему внимание.

Роберт Фальк. Портреты родителей. Рафаил Александрович Фальк (1856 - 1913) и его жена Мария Борисовна Фальк (1866 - 1940).

Роберт Фальк. Автопортрет в жёлтом, 1924

Роберт Рафаилович Фальк (1886 - 1958)

Роберт Рафаилович Фальк родился 27 октября 1886 года в Москве. Отец его был юристом, присяжным поверенным, и, кроме того, известным шахматистом-любителем. То есть к рисованию не имел никакого отношения. А маленький Роберт уже в семь лет увлеченно рисовал. Не просто рисовал - он вел дневник, каждый вечер зарисовывал все впечатления дня.
Первые эстетические впечатления Фалька связаны с сундуком их кухарки. На внутренней стороне крышки были наклеены лубочные картинки, обертка от мыла, разные этикетки... "Ничего столь красивого и привлекательного я не находил в обстановке у моих родителей и их знакомых!" …Позже Фальк скажет о своей ранней живописи: "Я любил яркие, контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской. Теперь мне кажется, что я изживал в то время мои детские впечатления от сундучка и одеяла кухарки..."

К одиннадцати годам появилось сильное увлечение музыкой, в 16 лет Роберт играл на рояле и готовился поступать в консерваторию, но к 17-тилетию ему подарили масляные краски - и живопись вернулась снова.

«Я решил бросить музыку и стать во что бы то ни стало художником».
Конечно, родители Роберта, как могли, сопротивлялись живописным устремлениям сына. Они хотели для него более респектабельной карьеры. Поскольку отец был знаком с Валентином Серовым, на семейном совете было решено, что он покажет рисунки Роберта мэтру, и его слово будет решающим. Приговор был ужасен: "Пусть лучше занимается музыкой".

Роберт пытался бросить и живопись, и музыку, но однажды в очередную бессонную ночь понял, что без живописи не может жить. Усиленные занятия, и через год он уже студент Училища живописи, ваяния и зодчества, а главным "судьёй" в приёмной комиссии был тот же Валентин Серов. По конкурсу Роберт прошел в числе первых, и так был счастлив, что шел по улице и пел: "Я принят! Я принят! Я принят!"

Роберт Фальк. Автопортрет с завязанным ухом. 1921

В 1903–1904 Роберт Фальк учился в художественных студиях Константина Фёдоровича Юона и Ильи Ивановича Машкова, в 1905–1912 – в МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества) у Валентина Александровича Серова и Константина Алексеевича Коровина.

Фальк начал свой путь художника в шумной группе молодых обновителей живописи, в объединении "Бубновый валет"...

Творческая концепция Роберта Рафаиловича сложилась к концу 1910-х годов под влиянием позднего импрессионизма, примитивизма и живописи Поля Сезанна.

Фальк Роберт Рафаилович (автопортрет, 1924)

Постепенно, на протяжении 1920-х годов, живопись Фалька становится сложнее и тоньше. Исчезают кубистические сдвиги. Эмоциональное напряжение в портрете теперь может быть передано и без них. Демонстративная "вывесочность" ранних вещей тоже больше не нужна. Поверхность холста мягко вибрирует сложным, как бы подвижным цветом. Фальк ищет в картине целостную, насыщенную цветом и светом среду, обволакивающую людей и предметы.

Для художника главным было не сюжетное начало в произведении, а, как он сам говорил, переживание "пластического события". Мастер не изменил своим принципам и в период господства "социалистического реализма".
В разные годы бубнововалетец Фальк входил и в другие художественные группы («Мир искусства», Общество московских художников, Ассоциация художников революционной России). В 1918 – 1928 годах художник преподавал во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (Высшие художественно-технические мастерские, образованных на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества). Его учениками были С.А. Чуйков, Г.Г. Нисский, Н.М. Ромадин…

В 1928 году Роберт Фальк уехал в Париж. («Для изучения классического наследия».) Французский период (1928 - 1937) стал очень важным этапом его творчества. В парижских его холстах продолжают развиваться те качества, которые ясно наметились уже в Москве: замкнутость, камерность, самососредоточенность, богатство и тонкость цветовых отношений.

Роберт Фальк. Автопортрет в серой шляпе. 1931. Холст, масло

Автопортрет в парижском кафе. 1934

При всем уюте, комфорте и успехе выставок в Париже Роберта Фалька мучила ностальгия, чисто российская болезнь. А тут еще угроза фашизма в Европе, короче, Фалька потянуло на родину. И в роковом 1937 году художник вернулся в СССР.

Когда художника спросили, почему он вернулся в такое страшное время, он ответил, что приблизительно знал, …что могут посадить, но хотел привезти свои работы на родину и надеялся, что они найдут свое место в музеях.

На родине и картины Фалька, и он сам оказались ненужными. Прошли лишь две небольшие выставки в ЦДЛ и ЦДРИ, и никакой реакции художественного сообщества: какой-то Фальк из чужой Франции, ну и что?! Ни один музей не приобрел его картины, они никак не вписывались в торжество социалистического реализма. Лишь после смерти Фалька Пушкарев, директор Русского музея, решился приобрести несколько произведений художника, причем украдкой по самым низким ценам «протаскивал» их через комиссию. Президент Академии художеств Александр Герасимов зорко следил, чтобы чуждого Фалька музеи не покупали!..

А художник продолжал, несмотря на изгойство, работать сосредоточенно, упрямо, фанатично.

Три военных года художник провел в Башкирии и Средней Азии (1941 – 1943), природа и архитектура которой дали в его творчестве новую яркую вспышку богатой и сложной красочности.

В послевоенные годы, фактически отторгнутый официальным искусством, он продолжает работать в своей мансарде в центре Москвы (дом Перцова). По сути в поздние годы мастер перешел в сферу «неофициального искусства», став вдохновителем тихой художественной оппозиции. «Вечера у Фалька», собиравшие кружок либеральной творческой интеллигенции, вписались в летопись «оттепельной» Москвы немаловажной строкой.

…Роберт Рафаилович Фальк умер 1 октября 1958 года, немного не дожив до 72 лет. На прощании с Фальком Илья Эренбург предсказал, что вскоре наступит то время, когда музеи будут спорить из-за картин Фалька. И такое время наступило. Фальк — это уже классика…

http://www.art-drawing.ru/biographies/brief-biographies/1525-falk-robert-rafailovich

Из статьи Юрия Безелянского http://www.alefmagazine.com/pub2985.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/59978/%D0%A4%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BA

Роберт Рафаилович Фальк был мастером пейзажа, натюрморта, портрета. Обратимся к портрету.

Портрет и персонаж. В каких отношениях они находятся? Какие тайны своего героя выдает портрет или наоборот, скрывает, предлагая легенду взамен обыденной реальности?

И что при этом художник? Только ли мастер, которого ведет карандаш, перо или кисть, а может - провидец, медиум, преобразователь либо сочинитель чужой жизни?

http://sites.utoronto.ca/tsq/16/alekseeva16.shtml

Фальк не любил этого слова – портрет. Оно казалось ему чересчур официальным, репрезентативным. "Я люблю писать людей", – говорил он" – вспоминала вдова художника А.В.Щекин-Кротова. Фальк много разговаривал со своими моделями, стремился понять их внутренний мир и воплотить его на холсте или в рисунке. Он традиционно понимал портрет как психологический жанр.

Фальковские портреты можно разделить на две группы. Мужским портретам свойственна острая характеристика образа. Художника интересовали модели с различной этнической пластикой, разными национальными характерами: негры, татары, индусы, евреи, бретонцы. Фальк много писал и рисовал людей сильного интеллекта, яркого характера.

Женские портреты Фалька являют собой другую линию в его творчестве. В них "есть всегда какая-то манящая тайна, поэтический образ "вечной женственности". Фальк часто говорил, что в портрете ему хочется, сохраняя верность натуре, добиться некой отвлеченности, обобщения, "довести лицо до лика". Но при этом его портреты передают неповторимую прелесть именно данной модели. «Женщины позировали Фальку особенно прилежно, каждой было приятно увидеть свой облик преображенным поэтическим видением художника" (А.В.Щекин-Кротова).

(Татьяна Левина)

https://4.404content.com/static/t/img/default-512x512.png.ru/afisha/falk/

В наследии Роберта Рафаиловича Фалька, как и у многих художников, значительное место занимают изображения близких и родных людей. Среди таких работ — камерные зарисовки отца и матери в домашней обстановке, многочисленные портреты спутниц жизни живописца, в том числе четырех его жен (трое из них сами были художницами, а последняя — переводчицей), и, наконец, портреты двух детей — сына Валерия и дочери Кириллы.

Елизавета Сергеевна Потехина (1882—1963), художница, соученица по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества; в браке с Робертом Фальком с 1909 по 1920 гг.

Лиза на солнце. 1907

Весь холст "Лиза на солнце" (1907) организован ритмом слегка вытянутых мазков, образующих своего рода "оперение" картины. Но метафора сосредоточена не на мотиве белой птицы, словно распластавшейся на земле. Важнее то движение ниспадающих форм-мазков, которое образует скорее живописную, чем сюжетную метафору: струящиеся сверху вниз белые и голубые полосы, возвращающие нас к земле и противостоящие восходящим мазкам зеленого фона, создают некий ритмический эквивалент мотиву поникшей фигуры.

(Д. В. Сарабьянов. Поэтика Фалька)

В 1909 г., чтобы вступить в брак с Елизаветой Потехиной, Фальк крестился и принял имя Роман (после революции снова вернулся к прежнему имени).

Портрет К.К.Алексеевой, 1925. Графитный карандаш

Кира Константиновна Алексеева (1891-1977), художница, дочь К.С.Станиславского и М.П.Лилиной. Жена Р.Р.Фалька в 1920-1922 годах. Начинала как актриса, а также как художница (сохранилось несколько ее картин в картинных галереях Твери, Новгорода и Пскова). Фальк считал, что она "буйно талантлива". Но после рождения дочери она почти забросила живопись. После смерти К.С.Станиславского Кира Константиновна стала директором-хранителем музея его имени (в Леонтьевском пер. в Москве) и работала в нем до конца жизни.

Набросок портрета К.К.Алексеевой. 1920-1922.

Раиса Вениаминовна Идельсон (1894 - 1972), поэтесса и художница, в браке с Робертом Фальком с 1922 по 1931 гг. (вторым браком замужем за художником А. А. Лабасом).

Раиса Вениаминовна была красавицей и удивительно заботливым человеком. Фальк сохранял с ней дружеские отношения на протяжении всей жизни. Она, безусловно, в годы совместного проживания была его музой, он много её рисовал.

http://proza.ru/2014/09/17/203

«Женщина в белой повязке» (Р.В. Идельсон), 1923

Фон, на котором изображена фигура, однороден с ней. Фальк долго искал рисунок силуэта… Пластика и линии начинают тяготеть к геометризму: голова воспроизводит форму вытянутого яйца; плечи округлены, покаты; объемы плеч и рук словно стремятся уподобиться цилиндрам или частям цилиндра. Но при этом все наполняется достоверной материальной жизнью… Большую роль играет фактура холста. Рельеф красочного слоя словно движется вслед за формой, круглит ее, делает ощутимой не только зрительно, но и осязательно. В самом движении фактуры, в ритме "нашлёпок", мазков есть своя красота – красота шероховатости, сложных перемен поверхности, дающих игру света и тени. Фактурной сложности соответствует и сложность цветовая. Неконтрастная гамма построена на оттенках серого, из которого Фальк извлекает некое высокородное качество цвета. "Чудесный сплав" рождается из сложных смесей. Когда-то Абрам Эфрос назвал фальковский способ смешения красок алхимией. С таким сравнением можно согласиться лишь при одной оговорке: фальковская алхимия рождает не фальшивый блеск, каковым алхимия должна была удовлетвориться, – драгоценность фальковской живописи абсолютно подлинна.

(Д. В. Сарабьянов. Поэтика Фалька)

Женщина в красном лифе (Р.В.Идельсон), 1922

"В «Женщине в красном лифе» фигура кристаллизуется из среды. Из аморфной материи, инертной массы красочного слоя вырастает само совершенство – четкое и ясное, как формула… Фальк наращивает красочный слой. Он «мучает» холст, перенапрягает его, как бы материализует изображение - с тем, чтобы прийти к трудной гармонии пространства и плоскости... Фальк как бы останавливает время".

(Дмитрий Владимирович Сарабьянов)

В свое время Дмитрий Ефимович Аркин обратил внимание на то, что многие картины в самих названиях содержат упоминание цвета… Было бы наивно видеть в этом простое дублирование того, что и так изображено. Упоминание цвета предопределяет весь строй произведения. Подчас один и тот же цвет может выступать в качестве передатчика разных чувств и состояний.

(Дмитрий Владимирович Сарабьянов)

Ангелина Васильевна Щекин-Кротова (1910-1992), жена Р.Р.Фалька в 1939-1958 гг. переводчик, преподаватель иностранных языков, искусствовед, хранитель, исследователь и пропагандист творчества мужа.

Муза и модель «зрелого» Фалька, Ангелина Васильевна на протяжении почти двадцати лет их совместной жизни была «добрым гением» домашнего очага, разделяя все тяготы жизни с выдающимся, но не имевшим официального признания мастером. Не удивительно, что ее образ многократно воплощался художником в разные годы, представая на портретах чудесно преображенным и глубоким. «Ты для меня вовсе не красавица, а что-то совсем другое. Я не хочу устраивать из тебя красивую модель», — говорил Фальк.

Портреты Ангелины Васильевны… чудесные, романтичные, таинственные и разные. В зависимости от шали (белой, желтой, черной), которую Ангелина накидывает на себя во время сеанса, каждый раз рождается новый образ прекрасной женщины. Это, конечно, художественные образы, потому что в реальности жены художников гораздо более многоплановы.

(Лариса Кашук)

Роберт Фальк. В белой шали. (А.В. Щекина-Кротова). 1947, Русский музей, Петербург

Фигура женщины отделена от зрителя полукругом шали. Опущенная голова и взгляд, направленный вниз, также утверждают самостоятельный, независимый ни от чего внешнего внутренний мир человеческой души. В картине мы не найдём ни одного сантиметра холста, покрытого белой краской. Белое обозначено серыми, сиреневыми, жёлтыми цветами, розовыми и зелёными оттенками, которые, сливаясь в общий тон, обогащают цвет, заставляя его колебаться, двигаться, жить самостоятельной жизнью.

(Из статьи Д. Сарабьянова)

http://www.artpanorama.su/?category=artist&id=274&show=bio

Для Фалька главное не портретное сходство с моделью, а "портрет человеческой души", созданный мерцающим цветом, напоминающим о древних мозаиках.

Фальк Р. Р. Портрет жены (А. В. Щекин-Кротова в Софрино). 1945

«…Со временем все большую роль в его полотнах получает эффект красочного мерцания, проступающего изнутри затененной формы... Образ порой уподобляется ирреальному видению… Не слишком интересуясь «большой темой» и даже сюжетом как таковым, Фальк предпочитает достаточно простые мотивы, превращая их в колористически изысканные, хотя и вполне натурные феерии. Феерически красивы, «самоцветны» его портреты, неизменно предполагающие тонкое духовное сродство между автором и персонажем».. .

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/falk_robert_rafailovich.html

Ангелина Васильевна целиком посвятила себя сохранению, обработке наследия Р.Р. Фалька и популяризации его творчества. Она описала оставшиеся в мастерской произведения, составила ценную фототеку и картотеку его работ, а также продолжила начатую самим художником традицию воскресных показов картин в мастерской. Много времени занимало устройство организованных по ее инициативе посмертных персональных выставок Роберта Фалька, начиная с первой, которая прошла в 1965 году в Ереване, и включая последнюю – выставку 1993 года в Русском музее в Санкт-Петербурге, до открытия которой Ангелина Васильевна, к сожалению, не дожила.

Р.Р.Фальк. При свете коптилки (Портрет жены, А.В.Щекин-Кротовой). 1943. Бумага, акварель, гуашь. ГМИИ им. Пушкина

Подобно Пастернаку, Фальк в этой работе как будто «ранен женской долей». Возникающее из мягких пятен акварели и гуаши и тонких росчерков пера изображение выглядит символом женского одиночества и стойкости, а также красоты и грации женской души.

(Наталья Апчинская)

http://www.chagal-vitebsk.com/node/68

Роберт Фальк. Девушка с попугаем. 1932. Донецк. Донецкий художественный музей.

На картине «Девушка с попугаем» изображена Ирина Агапьева-Соколова, парижская знакомая Роберта Фалька. Близкая знакомая – Фальк отличался повышенной слабостью к женскому полу. Общеизвестна история создания портрета полное описаниеНа картине «Девушка с попугаем» изображена Ирина Агапьева-Соколова (http://www.russiskusstvo.ru/authors/Istratova/a381/), парижская знакомая Роберта Фалька. Общеизвестна история создания портрета, рассказанная самой героиней. Ирина пришла к художнику, она была одета в красный с синим пуловер, и Фальк пожелал немедленно писать её. Попугай из папье-маше по чистой случайности оказался под рукой и тоже был запечатлен.
Роберт Фальк закончил портрет быстро, за несколько сеансов, что было ему не свойственно…
Портрет написан в присущей Фальку манере, когда ощущение легкости создается не внесением света в картину, а умелым, виртуозным владением цветом… Вся картина наполнена сочетаниями и переплетениями синего и красного, а деревянный стул и русые волосы оттеняют эту симфонию. Эренбург о портретах Фалька говорил, что «того, ради чего писатель исписал бы множество страниц, Фальк добивается цветом», умудряясь передать палитрой всё самое главное.
Основное ощущение от картины – мягкость, гармония, умиротворение и свойственное полотнам парижского периода ощущение легкой грусти.

( Алена Эсаулова)https://artchive.ru/artists/1929~Robert_Rafailovich_Falk/works/381232~Devushka_s_popugaem

Валерий Робертович (Романович) Фальк (1916–1943)

Портреты сына Валерия, ставшего, как и отец, художником и очень рано, двадцатишестилетним, ушедшего из жизни, составляют существенную и, пожалуй, самую сокровенную часть фальковской портретной галереи. Всего известно восемь живописных и примерно тридцать графических работ. Собранные вместе, эти полотна и рисунки раскрывают изменения, происходившие с сыном художника на этапе «детство—отрочество—юность». Роберт Рафаилович с первого дня рождения сына полюбил его нежно, с какой-то даже «болезненной обостренностью чувства». Перенесший в раннем возрасте полиомиелит, Валерий рос очень болезненным.

Роберт Фальк. Портрет Валерия Фалька. 1924. Графитный карандаш

Большеглазый мальчик внимательно и застенчиво, чуть-чуть исподлобья смотрит на зрителя. Выбранная художником точка зрения немного сверху дает возможность обрисовать благородную форму головы мальчика и его высокий лоб, чуть прикрытый челкой.

Портрет Валерика. 1927

Первый портрет Валерика, выполненный маслом, относится к 1927 году, когда мальчику было одиннадцать лет. Роберт Рафаилович изобразил его на фоне розовой драпировки, с книгой в руках, что, по-видимому, должно было подчеркнуть некоторое несоответствие серьезности выражения лица сына его нежному возрасту… Фалька увлекла в этой работе сложная колористическая задача гармонизации розовато-лиловой драпировки глуховатого тона и насыщенного синего тона рубашки мальчика с живой и тонкой игрой рефлексов.

Во Францию Фальк отправился не только с целью «изучения классического наследия». Существовала и другая, очень личная причина: Фальк хотел показать сына зарубежным врачам, надеялся хорошо подлечить его.

В 1933 году Валерик приехал в Париж, где пробыл четыре с половиной года. Все это время отец и сын провели под одной крышей, имея счастливую возможность каждодневного общения. «Я бесконечно рад, что он здесь со мною. Он очень и очень хороший. Мне от него куда полнее жизнь чувствуется», — делился художник своей радостью с матерью.

Ко времени приезда Валерика в Париж сделалось очевидно, что 16-летний сын двух художников, не получивший никакого художественного образования, был одарен неординарными творческими способностями. Роберт Рафаилович неоднократно делился в письмах переполнявшими его чувствами: «А мальчик он совсем чудный. Такой уж талантливый, такой тончайший в своем понимании искусств. То, что он сейчас знает о живописи, о поэзии, я стал понимать только 10 лет тому назад

Р.Р.Фальк. Портрет сына Валерия. 1933. Холст, масло. ГТГ

Первый «французский» портрет сына. На полотне запечатлен сидящий за столом худой задумчивый юноша с бледным, даже изможденным лицом и рыжеватыми волосами, в темном пиджаке и розовой рубашке без ворота. Довольно мрачный колорит, построенный на сочетании глухого розовато-коричневого фона с серовато-черным пиджаком и серовато-голубоватыми рефлексами на лице и шее, создает образ не по возрасту глубоко задумавшегося молодого человека, грустного и погруженного в себя.

Р.Р.Фальк. Портрет сына. Бретань. 1934. Холст, масло. Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим», Истра

Р.Р.Фальк. Валерик у окна. 1934. Холст, масло. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи, Саранск

Р.Р.Фальк. Валерик (Портрет сына). 1935. Холст, масло. ГРМ

Фальк создал камерный и светлый по настроению образ. Колорит и фактура живописи сделались гораздо легче и свободнее. Образ восемнадцатилетнего юноши стал более динамичным, взгляд менее скованным, но все же в целом характер Валерика, необщительного и погруженного в себя, мало изменился в восприятии его отца.

Мальчик настолько поправился и стал единомышленником отца, что начал помогать ему в некоторых заказных работах, главным образом, сценографических.

Роберт Фальк. Портрет сына. 1941. Холст, масло. Частное собрание, Москва

Полотно «Портрет Валерия Фалька», созданное в 1941-м, незадолго до войны, выполнено в довольно темном колорите, построенном на изысканном сочетании приглушенных тонов. Весь облик 25-летнего Валерика на портрете кажется более энергичным и оживленным, а взгляд уже не столь отрешенно-печален и меланхоличен, как в большинстве парижских портретов.

Весной 1942 года, утаив справку об освобождении от воинской обязанности по состоянию здоровья, Валерий отправился добровольцем на фронт. В декабре 1942 года, во время советского контрнаступления, Валерий был тяжело ранен. Он провел в госпитале два с лишним месяца. Казалось, дело шло на поправку и ничто не предвещало трагического исхода. Однако лечение неподвижно лежавшего в гипсе больного осложнилось туберкулезом легких и сепсисом, и 1 марта 1943 года, спустя месяц после окончания Сталинградской битвы, Валерий умер в возрасте 26 лет. Фальк тяжело переживал гибель на фронте единственного сына, талантливого художника, которого он порой отождествлял с сыном Рембрандта Титусом.

http://nasledie-rus.ru/podshivka/11213.php

Роберт Фальк. Портрет Мидхада Рефатова (1915)

Мидхад Рефатов (1893?-1920) - крымскотатарский лингвист. Перевёл на турецкий язык "Войну и мир"… Убит белогвардейцами.

Чтобы добиться большей выразительности, Фальк деформировал форму. Как он сам писал: хотел "сдвигами формы акцентировать эмоциональную выразительность".

В "Рефатове" господствует ниспадающий ритм. Опускаются сверху кубики крымских домиков, купы деревьев; происходит некое "стекание" форм по фигуре татарского поэта: складки рукавов, уголки застегнутого жилета неудержимо влекутся вниз, причем движение замирает в расслабленной кисти руки, безвольно распластанной на колене. Глаза Рефатова грустным и мудрым взглядом провожают это движение, но остановить его не могут. Голова словно противостоит ему, но столь же бессильна. И тем отчетливее воспринимаем мы усталость модели, усталость мира, в котором герой живет.

(Д. В. Сарабьянов. Поэтика Фалька)

Роберт Фальк. Негр

В "Негре" преобладают противоположные ритмы. Фигура слегка согнута, но расслабленные руки готовы прийти в движение, "лесенка" складок на рукавах ведёт не вниз, а вверх. Силуэт бутылки на столе даёт образец вертикали, к которой тяготеет фигура. Поля шляпы, загнутые и как бы разрезающие пространство, создают причудливый контур. Весь образ наполняется энергией, таит в себе движение, набирает силу, присущую самой модели – статному, одетому "с иголочки" негру – цирковому жонглеру, ловкому и гибкому.

(Д. В. Сарабьянов. Поэтика Фалька)

Р.Фальк. Портрет Абрахама Минчина. 1931. Холст, масло. Пензенская областная художественная галерея им. К.А.Савицкого

Абрам Минчин (18981931) — французский художник, выходец из России.

"Неделю я провел у Минчина. Я наблюдал, как он работает. У него все шансы выработаться в значительного художника. Большой темперамент, колоссальная любовь к искусству".
(Из письма Р. Фалька Р. Идельсон. 1931)

Д.В.Сарабьянов выделил в парижском творчестве Р.Р.Фалька особую тему — «тему красоты слабости», тему страдания, которая отчетливо прозвучала в портрете друга Фалька Абрама Минчина — русского художника, оказавшегося в Париже в те же годы, что и Фальк, и рано ушедшего из жизни. «Я не люблю писать благополучных людей. Люди несчастные обладают для меня какой-то притягательной силой, тайной», — передавала слова Р.Р.Фалька его вдова.

«…Все элементы формы подчинены… выражению мягкости и человечности. Хрупкость модели, тот тихий камертон грустного лиризма, на который настроены все грани характера, та деликатность и душевная чистота, которые заключены в нем, словно подкрепляются сочувствием и пониманием художника."Минчин" великолепно нарисован – именно нарисован – кистью, цветом, мастерским движением, исполненным артистизма. Руки, изогнувшиеся и собравшиеся в складки рукава куртки, силуэт плеч, голова, шляпа – все словно обведено непрерывной линией – живой, конкретной, где-то напрягающейся, где-то плавно скользящей. Линейной и ритмичес­кой легкости соответствует и цветовая изысканность. Оттенки серого, голубого, серо-синего драгоценны, благородны. Казалось бы, Фальк пишет "опасными" серыми, способными легко превратиться в грязные и безликие, тем более что художник далек от пленэрно-импрессионистической системы, давшей, например, Коровину возможность извлекать утонченную красоту из серой гаммы. Серые Фалька не соотносятся прямо с цветами окружающего мира. Их независимость, открывающая путь к самоценной красоте, трудно достижима.

(Д. В. Сарабьянов. Поэтика Фалька)

Роберт Фальк. Бретонский рыбак. 1934-1935

Портрет «построен симметрично и равновесно. Лишь некоторые детали костюма нарушают эту симметрию. Все движение как бы собрано внутри – в пределах устойчивой и построенной формы. Лицо рыбака необычайно подвижно. Его выражение схвачено в определенный момент, но это мгновенное состояние – весьма сложно: в нем и удивление, и простоватая настойчивость, и острота зоркого взгляда, и порывистость, и наивная гордость. Человеческие качества развернуты не в развитии, а в моментальной вспышке. В цветовом строе и фактуре портрета есть своего рода тяжеловесность, столь подобающая самой модели. Но пластический смысл портрета – в преодолении этой тяжеловесности. Красочное месиво движется, колышется. Ровные поверхности краски сменяются сгустками, ударами кисти… Материальность мира словно реализуется в материальности холста».

(Д. В. Сарабьянов. Поэтика Фалька)

В круг творческого общения мастера входили известные лица — художники (В.А.Фаворский, А.В.Куприн), писатели и поэты (И.Г.Эренбург, В.Б.Шкловский, И.Л.Сельвинский, К.А.Некрасова, Н.Хикмет), артисты и режиссеры (С.М.Михоэлс, К.С.Станиславский), музыканты (С.Т.Рихтер, Г.Г.Нейгауз), ученые (А.Г.Габричевский), многие из которых стали также моделями портретов художника.

http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10013.php

Р.Р. Фальк. Портрет А. В. Куприна. 1945-46. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств

Александр Васильевич Куприн (1880 - 1960) — русский и советский живописец.

В трудный год – 1937-й – вернулся Фальк на родину из Парижа. Он поселился на чердаке Дома Перцова. Здесь существовало «государство в государстве» – целое крыло художественных мастерских на четвертом этаже. Там жили и два давних товарища Фалька: Александр Васильевич Куприн и Василий Васильевич Рождественский – они-то (а ещё лётчик А. Б. Юмашев...) и помогли Фальку, соратнику по объединению «Бубновый валет», занять помещение…

http://avanage.ru/?p=1363

Фальк очень был дружен с Куприным. У них всегда находились темы для разговоров о днях минувших и сегодняшних. Фалька с Куприным связывала и любовь к музыке.

(А.В. Щекин-Кротова)

http://www.russiskusstvo.ru/authors/Krotova/a382/

Фальк писал строгие, сосредоточенные портреты с немногими погруженными в сумрачное пространство предметами: они заставляют вглядываться в этот сумрак, вслушиваться в него, как в тихую и чистую музыкальную тему…

https://www.facebook.com/media/set/?set=a.173479489522297.1073741995.138706972999549

Соломон Михайлович Михоэлс (1890 - 1948) — театральный актёр и режиссёр, педагог, общественный и политический деятель.

В 1920-е годы Фальк был художником театра Михоэлса ГОСЕТ (Государственный Еврейский театр в Москве). Сотрудничество возобновилось в предвоенные (1940-е) годы.

В перерывах между репетициями они появлялись с папой в дверях его кабинета: папа стремительной походкой направлялся к телефону, а за ним, шаркая и косолапя, пробирался между стульями, полками, столами и буфетами Роберт Рафаилович Фальк. Ему было тесно даже в казавшемся мне тогда огромным кабинетном кресле в углу комнаты, в которое он усаживался со словами: “Только не обращайте на меня внимания, Соломон Михайлович”. Затем он вытаскивал из портфеля школьную тетрадь для рисования и принимался делать бесчисленные наброски для папиного портрета».

(Наталия Вовси-Михоэлс)

Над портретом Михоэлса Фальк работал много лет. Бросал, возвращался, начинал заново, снова бросал.

«В 1949 году, когда возобновилась волна массовых арестов, Роберт Рафаилович, уверенный, что на этот раз ему не избежать общей участи, стал придумывать способ, как спасти портрет отца. Его и моя подруга Майя Левидова рассказывала, сколько вариантов он отверг, прежде чем решил замазать полотно маслом, — “когда придет время, отмоем!” И он действительно отмыл, когда пришло время, и подарил портрет папиной жене Асе».

(Наталия Вовси-Михоэлс)

http://booksonline.com.ua/view.php?book=145955&page=10

Роберт Фальк. Портрет Михоэлса (1922)

Александр Георгиевич Габричевский (1891-1968) — историк и теоретик искусства, литературовед, переводчик.

Портрет А. Г. Габричевского

Портрет делался в месяцы тяжелейшей болезни А. Г. Габричевского, угрожавшей ученому потерей зрения. Склоненная в сторону фигура и голова вызывают ощущение неустойчивости. Этот композиционный прием в сложении образа играет не меньшую роль, чем выражение лица модели. Портрет написан очень вдумчиво, осторожно, разработан до мельчайших подробностей. Зрителя подкупает образ глубоко страдающего человека, сдерживающего свою скорбь с достоинством.

http://permmuseum.com/gallery/show/image/755

«Мне приходилось наблюдать, как проходили сеансы. Габричевский позировал изумительно: не терял в течение длительного времени позы, а главное, не переставал все время «активно общаться», разговаривать, мыслить. Если Фальк замечал, что Александр Георгиевич устал, он моментально прерывал писать, и друзья усаживались за старенький рояль, «с листа», без запинки читая переложения для четырех рук симфоний или сонат Моцарта, Бетховена, Бранденбургских концертов Баха».

(Ангелина Васильевна Щекин-Кротова)

Ви́ктор Бори́сович Шкло́вский (1893 — 1984) — русский советский писатель, литературовед, критик, киновед и киносценарист.

Портрет Виктора Борисовича Шкловского. 1948. Холст, масло. ГЛМ

Со Шкловским мы познакомились у Хазина, у художницы Фрадкиной. Фальк был очарован совершенно его остроумием и блеском…

О том, как Шкловский позировал Фальку:

Шкловский ни одной минуты не сидел смирно, спокойно… Он все время вскакивал, начинал делать гимнастику, делал стойку, выжимался на полу. <…> [Вскоре] он сказал, что перестает позировать, потому что ему уже надоело. Фальк взмолился, как же так!? «Да вы пишете-пишете-пишете, когда же, наконец, кончите? По-моему, все уже готово». Потом говорит: «Ну, хорошо, даю вам один день. Целый день буду позировать, но вы (обращается к Ангелине Васильевне) должны для этого приготовить еду, но не эту вегетарианскую, которой вы кормите Фалька. Приготовьте мне хороший кусок мяса, не меньше килограмма, зажарьте его куском, купите бутылку красного вина, хорошего, сухого, я подкреплюсь и буду позировать целый день».

Я купила бутылку хорошего вина… Купила на рынке большой кусок мяса, но так как я для Фалька готовила все вегетарианское, то не умела делать мясо, и в духовке его просто, знаете, превратила в какой-то янтарный кусок. Шкловский стал его грызть и сказал: «Это очень вкусно, но не съедобно». Потом выпил бутылку вина и улегся спать на мою кровать, повернувшись круглой спиной, круглым затылком и круглыми пятками к Фальку. И Фальк грустно делал наброски с этого дормёра (любителя поспать). Так закончился сеанс живописи.

(А. Щекин-Кротова)

В портрете Фальк подчеркнул детскость Виктора Шкловского.

Ксения Александровна Некрасова (1912 - 1958) - поэт. 

Портрет Ксении Некрасовой. 1950. Холст, масло. ГРМ, Петербург.

Фальк говорил, что ему бы хотелось, чтобы в этом портрете Ксана была очень-очень русская, и не только просто русская, но какая-то от русского искусства народного, как будто бы вятская игрушка, сделанная из одного комка глины. И когда этот портрет у нас смотрели, то всегда задавали такой вопрос: "А кто это, кто это?" Фальк не говорил. "Как интересно... Вот как будто бы деревенская какая-то девочка. Да нет, смотрите, глаза у нее какие-то другие..." Ну, потом я обычно читала стихи ее, и тогда ее образ становился понятным. А мне как-то Ксана огорченная сказала: "Геля, ну почему Фальк сделал такой портрет?! Словно я домработница какая или деревенская баба... А я же такая изысканная". А я сказала: "Знаешь, Ксаночка, Фальк исходил из стихов твоих. Ты народная. Вот твои стихи тоже очень народные. И вот как твои стихи - такой же и твой портрет". - "Это мысль, - сказала Ксана, так подняла пальчик в воздух. Это мысль!" - и успокоилась.
Во время сеансов она всегда читала свои стихи, а иногда сочиняла их тут же, в мастерской, лежа на тахте. "Сначала она что-то бормотала, как во сне, а потом громко, дирижируя пальчиком, повторяла две-три строчки и кричала мне: "Запиши, запиши, а то забуду!"…

(А. Щекин-Кротова)


Помимо портрета живописного известно около двух десятков графических портретов Некрасовой - набросков, рисунков, этюдов, выполненных Фальком в 40-е - 50-е годы. Они разные, но все очень живые. Это лицо увлекало художника своей изменчивостью, подвижностью проявляемых эмоций, будто поэзия, проступавшая сквозь человеческие черты, высвечивала их каждый раз иначе, по-другому…

Не правда ли, интересно? Один и тот же человек, а какие разные лица… То старуха, то красотка. А модель-то одна.

…Без жилья, без средств к существованию, Некрасова годами мыкалась по углам (спала то в ванной у кого-нибудь, то на полу под роялем). Ходила в заношенном цветастом платье, прикрепив к груди что-то наподобие цветка. Если становилось совсем неловко, поверх надевала пальто, подпоясавшись ремешком. С готовностью принимала предложения покормить её.

На этом наброске, кстати, как и на портрете, бусы на Ксении из фасоли. Сама сделала. Она часто сама делала украшения - из ягод, шишек. Другого-то у нее не было...
Ксению называли блаженной, а некоторые просто ненормальной. Но мастер переставил ударения. И вместо "чуднОй" явилась "чУдная". "Блаженная" попала на "иконы".
Представляете себе изысканного Роберта Фалька и странную, некрасивую женщину, преображавшуюся во время чтения свих стихов. Удивительный контраст. Но, по-видимому, они дружили. И в семье Фалька ее любили.…Люблю в пристанище я это заходить,
под крышей этой
забываю я
и горести, и странности мои.
Сходились юноши сюда
с неуспокоенной душою,
седые женщины
с девичьими глазами
и убеленные снегами
художники,
постигшие и страны, и моря.
Но жизнь, как в молодости
тайной,
вся нераскрытием полна…

(Лариса Алексеева)

http://odri-maat.livejournal.com/230817.html

Роберт Фальк. Портрет Святослава Рихтера. Бумага, карандаш, акварель. Собственность Н.Дорлиак

Рихтер о том времени, когда P. Фальк начал работу над его портретом:

“К сожалению, был только один сеанс: первый эскиз к портрету. Это было время, когда Фальк имел доброту направлять меня в моем желании рисовать. От замысла написать мой портрет остался только этот набросок.
Вспоминается прохладное ателье – мансарда Роберта Рафаиловича в доме с “павлинами” на набережной с видом на Кремль и Москву-реку.”

«С 1942 года я бывал в доме Фалька. Помню его советы, спокойно-мудрые — никуда не спешить, откладывать все впрок. Его советы были для всего — и для музыки тоже. Я сохранил к нему глубокую дружбу, преданность к художнику, который остался верен себе, был всецело в искусстве и победил время, пространство... Поэтому его живопись всегда живая, всегда в движении. Чем больше вы смотрите на его вещи, тем больше находите в них богатства».

(Святослав Теофилович Рихтер)

Рихтер изображен тридцатилетним, уже состоявшийся пианист с нежным выражением лица…

http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2015/02/19/pamyat-mira-o-samom-sebe

Роберт Фальк. Автопортреты

Роберт Фальк. Автопортрет на фоне окна. 1916

Фальк стремился передать цветом и пластикой не только материальность и объём предметов, но и сделать их психологически выразительными… Картина была создана в период затянувшейся душевной смуты, вызванной обстоятельствами личной жизни, и стала для художника способом рассказать о трагизме переживаемого момента, о своём одиночестве и своей неизбывной душевной боли. Написана картина в Крыму. В пейзаже за окном угадываются очертания кипарисов. Выдержанный пасмурный колорит с преобладанием серых и голубых оттенков служит поддержкой исходящей от холста атмосфере тревожной сосредоточенности. Подобная сдержанная палитра пытается скрыть кипящие в душе человека переживания, которые все же находят выход, изливаясь на картину двумя яркими каплями – красные губы человека и красный фрукт в вазе…

http://www.museum.ru/Prof/news.asp?Id=48471

http://www.avangardism.ru/robert-falk-avtoportret-na-fone-okna-1916-g.html

Оказывается, экспрессия — это не обязательно крик, негромкая лапидарность может быть не менее выразительна.

Роберт Фальк. Автопортрет в красной феске. 1957

В старости, в годы приближающегося конца художник, сильный духом и честный, оказывался перед лицом вечных проблем жизни и смерти и открыто смотрел им в глаза. Так было с Фальком. Фальк словно следовал знаменитым словам Бориса Пастернака:

…Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.

Фальковская "ересь простоты" достигла высшей точки в автопортрете "В красной феске" – в предсмертном произведении, обобщившем многолетние искания. Своим сдержанным трагизмом, выраженной в портретном образе горечью Фальк не только подытоживал личный опыт, но и воплощал мысль о трудном времени, о напряженном и трагическом веке.
Конечно, герой картины – не просто сам автор. Конкретность персонажа была бы в данном случае неуместна. Фальк постарался избежать ее…

Это – как бы познание себя со стороны – мудрый взгляд старого, готовящегося к смерти художника на человеческий путь и на жизнь вообще.
В живописи автопортрета есть мудрое смирение. Живописная борьба преодолевается ради гармонических отношений, возвышающих образ над мирской суетой. Желто-коричневые, малиновые, зеленоватые оттенки соединяются в мягком спокойном союзе. Они "не забывают" о доминанте красного, который господствует над другими цветами в общем живописном пространстве.

В автопортрете воплощен образ трудного пути, пройденного по жизни, высокого предела, достигнутого человеком, достойного конца. Это – метафора неминуемой встречи жизни и смерти, бессмертия духа, словно готового покинуть телесную оболочку и обрести самобытие.

(Д. Сарабьянов)

Современники о Роберте Фальке.

В воспоминаниях Ильи Эренбурга читаем: «Когда смотришь работы некоторых пожилых художников, невольно с грустью вспоминаешь свежесть, чистоту, яркость их молодости. А Фальк изумлял тем, что все время подымался — до самой смерти. Как-то он сказал, что Коро написал лучшую свою работу в возрасте семидесяти шести лет...»… А в позднем периоде творчества самого Фалька проявилось, казалось бы, неожиданное для тревожной атмосферы и трудных условий жизни в Советском Союзе в 1950-е годы светлое «приятие жизни».

Татьяна Сельвинская рассказывает о своем учителе Роберте Фальке: "Он был человеком совершенно без суеты, без позы, очень естественный, значительный… Фальк учил, что каждый мазок на холсте надо составлять. Трудно это было безумно. Когда я сама стала учить, вдруг оказалось, что все помню… Он еще говорил: "Сходство – это верный цвет на верном месте". Но верное место надо было найти".

http://fenixclub.com/index.php?showtopic=156957

Актёр Алексей Баталов, бравший у Роберта Рафаиловича уроки живописи: «Сказать, что Фальк был счастлив – невозможно. Он потерял ребенка и всё на свете: сидел себе под крышей и продолжал заниматься своим делом. Я учился у него и помню эти никому не нужные, невостребованные тогда портреты людей, которых было «нельзя писать». В те времена выставка у Фалька – это закрытые двери. Впустить туда постороннего человека было нельзя, это – тюрьма. Теперь эти портреты всемирно известны».

Роберт Фальк о своих предпочтениях в изобразительном искусстве.

Вы спрашиваете о художниках, которые оказали на мое творчество наибольшее влияние. Из старых мастеров наибольшее воздействие оказал на меня Рембрандт. В юности я его не любил и не понимал. Мне казалось, что все у него написано красным, коричневым соусом. Теперь же он для меня — вершина искусства всех времен и народов. «Возвращение блудного сына» (Эрмитаж) и «Евангелист» (Голландия), которого я видел на днях на выставке в Москве, ряд портретов и много других вещей меня потрясают.

Иногда во время работы я вспоминаю Брейгеля Мужицкого.
Из современных мастеров мой основной мэтр — Сезанн.
Для меня это максимальный реалист, художник потрясающей правды, а не иллюзорного правдоподобия.

(Роберт Фальк)

http://www.liveinternet.ru/users/vladlysen/post314267277/