Атмосферный свет

СВЕТ В ИСКУССТВЕ, МУЗЫКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ.

«На протяжении всей истории существования каких бы то ни было форм самовыражения человека этот феномен многократно запечатлевался и транслировался посредством всех неисчислимых видов знаковых систем: прежде всего, в изобразительном искусстве — начиная с пещерных рисунков, и, кончая — новейшими пластическими технологиями (о символике света в иконописи сказано ниже); — в музыке: от архаического звукоподражания и древнейших гимнов, до — постоянно развивающихся акустических методов. Нет таких литературных форм и жанров, которые обходились бы без потребности повествовать о нём.»

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Мы поговорим о понятии «Атмосферный свет в живописи» … Что оно означает и каково практическое значение этого понятия? Данный термин Вы не найдёте ни на просторах интернета, ни в литературе, хотя как явление оно присутствовало и изучалось ни одним поколением художников. Коротко определяет данное понятие Андрей Кулагин:

Влияние естественного или искусственного света на цвет предметов и их отражение в окружающей среде мы можем определить как АТМОСФЕРНЫЙ СВЕТ.

Любой источник света (солнце, лампочка или свеча) освещает предметы, которые находятся рядом с ним. Так вот, насколько эти предметы попадают в зависимость от данного источника света, настолько их (предметов) цвета видоизменяются и настолько живописец должен уметь отображать(изображать) предметы (цвета и их рефлексы) на плоскости (холсте или бумаге). Всё это определяется как АТМОСФЕРНЫЙ СВЕТ.

Особенно он проявляется, когда мы наблюдаем за природой.В разное время суток количество света на предметах разное и оно, соответственно, меняется. В ночном освещении мы наблюдаем как все предметы становятся практически бесцветными,может быть с незначительными оттенками лилового или чуть голубоватого. Т.е., практически свет исчезает и мы только наблюдаем форму предмета.

При утреннем, дневном, вечернем освещении создаётся впечатление, что эти предметы в разное время освещены разными цветами фонарей. Утро — это голубоватый, может чуть розоватый цвет, днём все предметы «набирают» свой естественный цвет (зелёный становится зелёным, голубой — голубым). Вечером же , когда солнце уходит и меняется угол освещения на плоскость (землю), цвета превращаются в желтоватые, розоватые, т.е., они меняют свои оттенки и теперь на все предметы мы как бы смотрим через другую линзу. И сами предметы и их тени меняют окраску.

В живописи данному вопросу более всего уделяли внимание импрессионисты. А у Моне (Оскар Клод Моне— французский живописец, один из основателей импрессионизма), который любил наблюдать за атмосферным светом, целый цикл посвящён данной теме.

1 4) 3 2

В различное время суток освещение меняется — меняются и цвета на плоскости.

Игорь Лисецкий