В а с и л и й К а н д и н с к и й

(1866-1944) художник

сухая биография Первые абстрактные рисунки, акварели и полотна Кандинского появилиь в начале двадцатого века. Параллельно с появлением абстрактной живописи Кандинский выпустил в свет свой программный исследовательский труд «О духовном в искусстве», в котором прозвучала философская и эстетическая концепция мастера

Василий Васильевич Кандинский русский художник родился 22 ноября (4 декабря по новому стилю) 1866 года в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского, происходившего из старинного рода сибирских купцов и золотопромышленников, имевших родственные связи с декабристами . Мать Лидия Ивановна, урожденная Тихеева, вела происхождение из немцев Прибалтики . В 1869 году Василий вместе с отцом переехал в Одессу где В.С. Кандинский занимал должность директора чайной фабрики. В 1871 брак его родителей распался . Василий с 1876 по 1885 годы учился в одесской классической гимназии. После окончания гимназии он поступил на юридический факультет Московского университета, где с перерывами учился до 1893 года. (продолжение ниже - Ю.К.)


ВЕЛИКИЙ КАНДИНСКИЙ - ГОРДОСТЬ РОССИИ
====== Юбилей Василия Кандинского 150 лет со дня рождения =====
открыватель новой страницы в мировой живописи


трудно представить мировое искусство
без абстракционизма
- это неожиданная новая страница в мировой живописи
.

Кандинский поднял живопись до высоты музыки
в интуитивном ощущении абстрактного
.

и Бах и Бетховен и Рахманинов и Скрябин
- пользуются абстрактными музыкальными пятнами
но это великое искусство
.

приятно сознавать что это наш россиянин
открыл новую страницу в мировой живописи
и обогатил и разнообразил изобразительный мир
.

трудно представить что до Кандинского
не было - абстракционизма

.

и мне это особенно приятно

поскольку я тоже вписал новую страницу

в мировую живопись открыв рисование (не абстрактными

пятнами как он) а кругами - рондизм

вдвоем уже не так одиноко
открывать что-то новое в мировом искусстве
.

другое дело что тысячи прохвостов ринулись

в этот жанр - в абстракционизм
чтобы выдавать имитацию за искусство

когда-то я думал (судя по черно белым репродукциям)

что и Кандинский обманщик

- пока не увидел его картины на выставке живьем

и пока не увидел изумительные... драгоценные ...

нежные... - цветовые соотношения на холсте

нет... это великое глубокое искусство

.

но то же самое и в реализме - тысячи прохвостов

или наивных (введенных в заблуждение) подражателей

выдают подделки - за искреннее творчество

и даже пользуются глупой славой и глупыми рейтингами

.

- но что стоят эти рейтинги и слава рядом с Ван-Гогом
которые не продал ни одной картины
если читать его два тома писем? ничего...
.

в искусство важно чувствовать
(как и в жизни... и в любви...)
- чувствовать искренность и обман


.

===========


.


мой привет
_________

начиная с 1970 г. рондические работы

.



_________ (метаморфозы Кандинского так бы я назвал этот материал Ю.К.) ________

...---...  Б и о г р а ф и я ...---...


Начало. Москва. 1866-1896

Василий Васильевич Кандинский родился 16 (4) декабря 1866 г. в Москве, в обеспеченной культурной семье коммерсанта. В 1871 году семья перебралась в Одесс у, где его отец управлял чайной фабрикой . Там, наряду с посещением классической гимназии, мальчик учится игре на фортепиано и виолончели и занимается рисованием с частным преподавателем. "Помню, что рисование и несколько позже живопись вырывали меня из условий действительности" , - писал он впоследствии. Уже в детских работах Кандинского встречались весьма нетрадиционные цветовые сочетания, которые он объяснял тем, что "каждый цвет живет своей таинственной жизнью".

Однако родители Василия в будущем видели его юристом. В 1886 году он едет в Москву, где поступает на юридический факультет Московского университета. Блестяще окончив обучение, через шесть лет Василий женится на своей кузине Анне Чемякиной . В 1893 году он становится доцентом юридического факультета и остается преподавать . В 1896 году знаменитый Дерптский университет в Тарту, где в то время происходил процесс русификации, предлагает тридцатилетнему Кандинскому место профессора юриспруденции , но именно в это время он решает оставить многообещающую карьеру и полностью посвятить себя живописи. Впоследствии Кандинский вспоминал о двух событиях, повлиявших на это решение: посещение выставки французских импрессионистов в Москве в 1895 году, где он был потрясен картиной Клода Моне "Стога сена", и впечатление от оперы Рихарда Вагнера "Лоэнгрин" в Большом театре.

Метаморфозы. Мюнхен. 1896-1911

В 1896 году он отправляется в Мюнхен, считавшийся тогда одним из центров европейского искусства, и записывается в престижную частную школу югославского художника Антона Ажбе , где получает первые навыки в построении композиции, в работе с линией и формой. Однако весьма скоро школа перестает удовлетворять его потребностям . Позднее художник напишет: "Нередко я уступал искушению "прогулять" занятие и отправиться с этюдником в Швабинг, Энглишер-Гартен или парки на Изаре" . В 1900 г. после неудачной попытки предыдущего года, Кандинский поступает в Мюнхенскую академию художеств , в класс Ф. Штука, "первого немецкого рисовальщика". Мастер доволен своим учеником, но считает его палитру слишком яркой. Выполняя его требования, Кандинский целый год пишет исключительно в черно-белой гамме, "изучая форму как таковую".

В этот период Кандинский знакомится с молодой художницей Габриэль Мюнтер , а в 1903 году расстается со своей женой Анной Чемякиной. Следующие пять лет они вместе с Габриэль путешествуют по Европе, занимаясь живописью и участвуя в выставках . Вернувшись в Баварию, селятся в маленьком городке Мурнау у подножия Альп. Начинается этап интенсивного и плодотворного поиска. Работы этих лет - в основном пейзажи, построенные на цветовых диссонансах. Игра цветовых пятен и линий постепенно вытесняет образы реальной действительности ("Ахтырка. Осень. Этюд", 1901; "Шлюз", 1901; "Старый город", 1902; "Синий всадник" , 1903; "Берег залива в Голландии", 1904; "Мурнау. Двор замка", 1908). В эти же годы он обратился к русской сказочной, былинной старине, создав завораживающие образы ("Русский всадник", 1902; "Русская красавица в пейзаже", 1904), превратив в зримое таинственные предания о славянских деревянных городах ("Русская деревня на реке с ладьями", ок. 1902; "К городу",ок.1903).


"Синий всадник". 1911-1914

Василий Кандинский. Живопись. Синий всадник. 1903 год

Активная творческая деятельность, организующее начало всегда делали Кандинского центром притяжения всего интеллектуального, неспокойного, ищущего, что было в мире искусства того времени. Так, уже в 1901 г. он основывает в Мюнхене художественное объединение "Фаланга" и организует при нем школу, в которой сам же и преподает. За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок состоящих в "Фаланге" живописцев. В 1909 году он, вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими, основывает "Новое объединение художников, Мюнхен" и берет на себя председательство. Кредо общества: "Каждый из участников не только знает, как сказать, но знает и что сказать". С 1900 г. Кандинский участвует в выставках Московского товарищества художников, а в 1910 и 1912 г. в выставках художественного объединения "Бубновый валет" . Также, он публикует художественно-критические "Письма из Мюнхена" в журналах "Мир искусства" и "Аполлон" (1902, 1909). В1911 году Кандинский вместе со своим другом, художником Францем Марком, организовывает группу "Синий всадник". По словам самого художника, " акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции , а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, "югендстиль" и теософия Рудольфа Штайнера" .

"Ни в какое другое время живопись Кандинского не развивалась так стремительно, как в мюнхенские годы, - писал М.К. Лакост. - Порою нелегко бывает понять, почему основатель абстрактной живописи вначале избирал сюжеты, типичные для бидермейера - веера, кринолины, всадники. Стиль его ранних произведений не назовешь ни условным, ни манерным, но в них еще ничего не предвещало радикального обновления живописи. Впрочем, как известно, лишь немногим художникам бывает дано одновременно проявлять оригинальность в форме и в содержании. Сначала Кандинскому было важно испытать собственные возможности выражения. Хотя "Вечеру" (1904-1905) нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение (1910). Какая великая творческая сила должна была действовать в Кандинском! Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 год - от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но все еще верных наблюдениям натуры, как "Дома в Мурнау на Обермаркт" (1908), до хаотического этюда под названием "Ущелье" (1914) и беспокойных композиций в серии панно "Времена года" в музее Гуггенхейма ("Осень"). Было бы затруднительно угадать руку одного и того же художника в еще вполне предметных "Крестоносцах" (1903) и в такой абстрактной работе, как "Композиция VII" , 1913, несмотря на общую им динамику. Тут скованный порыв, там - раскрепощенное движение".



В то же время Кандинский отдает дань литературной деятельности. В 1912 году выходит книга "О духовном в искусстве" . Перевернувшая устоявшееся представление об искусстве вообще, эта книга стала первым теоретическим обоснованием абстракционизма. Придя к мысли, что "цели (а потому и средства) природы и искусства существенно, органически и мирозаконно различны - и одинаково велики... и одинаково сильны" , художник провозгласил творческий процесс "самовыражением и саморазвитием духа" . Также Кандинский пишет мемуары "Оглядываясь назад" (1913 год; в русском переводе - "Ступени" ), сборник стихов "Звуки" (1913 год) с 55 черно-белыми и цветными литографиями.

Возвращение в Россию. 1914-1921

С началом мировой войны Кандинский как гражданин России, вынужден покинуть Германию. 3 августа 1914 года они с Габриэль переезжают в Швейцарию, где Кандинский приступает к работе над книгой о "точке и линии" . К ноябрю этого же года они расстаются. Габриэль возвращается в Мюнхен, а Кандинский едет в Москву. Осенью 1916 года Кандинский знакомится с Ниной Андреевской , дочерью русского генерала на которой он женится в феврале 1917 года. В эти кризисные годы революции Кандинский колеблется между языком полуабстракций, импрессионистическими пейзажами и романтическими фантазиями. В абстрактных картинах усиливается геометризация отдельных элементов, причиной чему, во-первых, собственный процесс упрощения, а во-вторых - авангардистско-художественная атмосфера Москвы того времени.

В России Кандинский находится в русле послереволюционного культурно-политического развития. С 1918 по 1921 год он сотрудничает с ИЗО Наркомпроса в области художественной педагогики и музейной реформы. Между 1919 и 1921 годами публикует шесть больших статей. В качестве председателя Государственной закупочной комиссии при Музейном бюро Отдела ИЗО Наркомпроса участвует в организации двадцати двух провинциальных музеев. Но самое большое влияние Кандинский оказывает как преподаватель московского Свомаса (Свободные Мастерские), а затем Вхутемаса. Будучи его профессором с октября 1918 года, он составляет специальный учебный план, основанный на анализе цвета и формы, то есть развивающий идеи, высказанные в книге О духовном в искусстве. Также, участвуя в организации и управлении московским Институтом художественной культуры (Инхук) он составляет для него учебный план , основываясь на своей теории. Однако здесь мнения с коллегией института расходятся. Противники Кандинского - Родченко, Степанова и Попова - за точный анализ материалов, их конструктивное расположение и оформление. Любое проявление иррациональности в творческом процессе решительно отрицается . Кандинский, в свою очередь, энергично выступает против своих оппонентов-конструктивистов: "Если художник использует абстрактные средства выражения, это еще не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Существует не меньше мертвых треугольников (будь они белыми или зелеными), чем мертвых куриц, мертвых лошадей и мертвых гитар. Стать "реалистическим академиком" можно так же легко, как "абстрактным академиком". Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом" . Постоянные нападки коллег-художников, считавших его работы "изуродованным спиритизмом" (Пунин) являются решающим фактором для отъезда Кандинского из Москвы в декабре 1921 года. Давление социалистической идеологии на искусство, приведшее впоследствии к появлению соцреализма, начинается после 1922 года. Картины Кандинского на долгие годы убирают из советских музеев.

Василий Кандинский. Живопись. Секущая линия. 1923 год

Баухаус. 1922-1933

По возвращении в Германию, Кандинский принимает приглашение Вальтера Гропиуса, основателя знаменитого Баухауса (Высшая школа строительства и художественного конструирования) и они с Ниной переезжают в Веймар, где Кандинский возглавляет мастерскую настенной живописи. Он снова преподает и развивает свои идеи. Это касается, прежде всего, усиленного аналитического изучения отдельных элементов картины, результаты которого он представляет в 1926 году в сочинении Точка и линия на плоскости. Также Кандинский много работает и экспериментирует с цветом, применяя аналитическую базу и полученные выводы в преподавательской деятельности. Творчество Кандинского вновь претерпевает изменения: отдельные геометрические элементы все более выступают на первый план, палитра насыщается холодными цветовыми гармониями, которые, порой, воспринимаются как диссонанс, особо используется круг, как чувственный символ совершенной формы. "Композиция VIII" , 1923 - главная работа веймарского периода. Наряду с концептуальными работами, в это время он создает богатые фантазией Маленькие миры для издательства "Пропилеи" и несколько камерных, "интимных" картин, таких как "Маленькая мечта в красном" , 1925. Также Кандинский ведет лекционную и выставочную деятельность в США, основав вместе с Фейнингером, Клее и Явленским объединение "Синяя четверка".

В 1925 году, вследствие нападков правых партий, Баухаус в Веймаре закрывается. Второй период Баухауса в Дессау начинается в весьма благоприятных условиях: Кандинский и другие художники получают несколько свободных классов живописи, где они, помимо преподавания, могут заниматься собственным творчеством. "Желтое-Красное-Синее" , 1925 - одна из знаковых работ, характеризующих этап "холодной романтики" в живописи Кандинского. "Круг, который я использую в последнее время столь часто, можно назвать не иначе, как романтическим. И нынешняя романтика существенно глубже, прекраснее, содержательнее и благотворнее - она - кусок льда, в котором пылает огонь. И если люди чувствуют только холод и не чувствуют огня - тем хуже для них..." В Дессау Кандинского с новой силой увлекают романтические идеи "гезамткунстверк" (идея синтеза искусств в одном произведении). Эти идеи воплощаются в произведении "Желтый звук" и изобразительном сопровождении "Картинок к выставке" Мусоргского.

Живопись Кандинского последних лет Баухауса пронизана легкостью и странным юмором, которые вновь проявятся в его поздних парижских работах. К ним, например, можно отнести картину "Причудливое" , 1930, навевающую космически - египетские ассоциации и наполненную сказочными символическими образами в духе Пауля Клее , художника, с которым Кандинский дружен в эти годы. Около 1931 года разворачивается масштабная кампания национал-социалистов против Баухауса, которая приводит к его закрытию в 1932 году. Кандинский с женой эмигрируют во Францию, где селятся в новом доме в парижском предместье Нейи-сюр-Сен. Между 1926 и 1933 годами Кандинский написал 159 картин маслом и 300 акварелей. Многие из них были, к сожалению, утрачены после того, как нацисты объявили живопись Кандинского и многих других художников "дегенеративной" .


Биоморфная абстракция. Париж. 1934-1944

Василий Кандинский. Живопись. Движение I. 1935 год

Парижская художественная среда на появление Кандинского реагирует сдержанно. Причины тому - ее обособленность от иностранных коллег и отсутствие признания абстрактной живописи как таковой . В результате художник живет и работает уединенно, ограничиваясь общением лишь со старыми друзьями. В это время происходит последнее преобразование его живописной системы. Теперь Кандинский не использует сочетания основных цветов, а работает с неяркими, рафинированными, тончайшими цветовыми нюансами. Одновременно, он дополняет и усложняет репертуар форм: на первый план выходят новые, биоморфные элементы, которые непринужденно чувствуют себя в пространстве картины, словно плавая по всей поверхности холста. Картины Кандинского этого периода далеки от ощущения "холодной романтики", в них кипит и бурлит жизнь (см. картины "Небесно-голубое" , 1940, "Сложное-простое" , 1939, "Пестрый ансамбль" , 1938 и др.). Сам художник назвал этот период творчества "поистине живописной сказкой". В последующие военные годы из-за нехватки материалов форматы картин становятся все меньше, вплоть до того момента, когда художник вынужден довольствоваться работой гуашью на картонах небольшого формата. И вновь он сталкивается в неприятием публикой и коллегами своего искусства . И вновь развивает и совершенствует свою теорию базу: "Абстрактное искусство создает рядом с "реальным" новый мир, с виду ничего общего не имеющий с "действительностью". Внутри он подчиняется общим законам "космического мира". Так, рядом с "миром природы" появляется новый "мир искусства" - очень реальный, конкретный мир. Поэтому я предпочитаю так называемое "абстрактное искусство" называть конкретным искусством" . Кандинский до самого конца не усомнился в своем "внутреннем мире", мире образов, где абстракция не была самоцелью, а язык форм "мертворожденным"; они возникали из воли к содержательности и жизненности.

Василий Кандинский. Живопись. Белая фигура. 1943 год


продолжение сухая биография

Важным для формирования личности Кандинского стало предпринятое им в 1889 году путешествие в Вологодскую губернию. Будучи участником этнографической экспедиции, он собирал там материалы для доклада об обычаях и верованиях крестьян русского Севера.

Интерес Кандинского к искусству пробудился довольно рано. Большую роль в этом сыграло участие в его воспитании старшей сестры матери Е.И. Тихеевой, с детства приобщившей его к музыке, миру сказок и народных приданий. Однако профессиональное художественное образование Кандинский получил намного позднее.

Его выбор – стать художником – определило глубокое впечатление, полученное им на Французской индустриальной и художественной выставке в Москве в 1896 году. Увидев картину К. Моне «Стог сена, освещенный солнцем», Кандинский испытал озарение, которое позднее ярко описал в воспоминаниях.

В итоге он отказался от приглашения на должность профессора Дерптского университета и в том же 1896 году отправился в Мюнхен, чтобы поступать в Академию художеств. Потерпев неудачу, он начал посещать школу Антона Ашбе – художника и педагога, у которого учились многие русские живописцы и графики. В 1900 году ему удалось поступить в Академию, но он проучился в мастерской профессора Ф.фон Штука совсем не долго.

В Мюнхене Кандинский сдружился с художниками А. Явленским и М. Веревкиной, сблизился с Г. Мюнтер. Став одним из лидеров мюнхенской русской художественной колонии, он основал в 1901 году теософско-художественную школу и выставочное объединение «Фаланга».

Сфера эстетических интересов Кандинского этого времени ограничивалась приемами и тематикой господствовавшего тогда в Европе стиля модерн, в Германии именовавшегося югендштилем. Это определило характерный для модерна интерес художника к гравюре, плоскостность, декоративность и орнаментализм в изобразительных приемах. В таком духе в 1903 году был выполнен альбом черно-белых гравюр «Стихи без слов», персонажами которого были рыцари и прекрасные дамы, путники и сказочные герои.

С конца 1890-х годов Кандинский стал постоянным участником российских, а чуть позднее – и европейских выставок. Он выставлялся в Московском товариществе художников, парижском Осеннем салоне и Салоне Независимых. В 1903-1907 годы он особенно много путешествовал по Европе, бывал в городах Германии, Австрии, Италии, Франции, Голландии, посетил Тунис.

В 1908 году Кандинский и Мюнтер поселились в живописном пригороде Мюнхена Мурнау. Кандинский оформил интерьер их жилища в народном стиле, расписал мебель орнаментами цветов. В течение нескольких лет в «Русском доме» в Мурнау собирались художники, чаще всего его посещали Явленский и Веревкина.

Здесь Кандинским был создан цикл красочных декоративных пейзажей, построенных на экспрессии звучных цветовых аккордов, энергии широких красочных контуров, мощной динамике пространства. Пейзажный образ приобрел эмоциональное, порой драматическое звучание. Живопись художника была обращена непосредственно к миру чувств, что сближало ее с музыкой. Все яснее ощущалась потребность высвобождения неизобразительных возможностей формы и цвета.

В 1909 году Кандинский основал в Мюнхене «Новое художественное общество», куда вошли немецкие и русские мастера. В 1911 году художник решил покинуть созданное им объединение из-за разногласий по поводу экспонирования одной из его значительных работ – «Композиции V».

Рубеж 1900 и 1910-х годов был ознаменован важнейшим не только для творчества Кандинского, но и для мирового искусства событием: появились первые абстрактные рисунки, акварели и полотна художника. Параллельно с этим он выпустил в свет свой программный исследовательский труд «О духовном в искусстве», в котором прозвучала философская и эстетическая концепция мастера.

В 1911 году совместно с Ф.Марком Кандинский разработал программу альманаха «Синий всадник», который был издан в 1912 году. Альманах был призван не только публиковать различные позиции и взгляды художников, писателей, критиков, музыковедов, но и объединить широкий круг товарищей по цеху. Выставки общества «Синий всадник состоялись в 1911 и 1912 годах.

В 1913 году Кандинский создал масштабные полотна, занимающие центральное место в его раннем творчестве – «Композицию VI» и «Композицию VII». Они с наибольшей силой и гармонией отразили мысль автора о композиции как о высшем проявлении смыслового, эмоционального и пластического синтеза , каковым должно выступать произведение искусства. Разработав идею последовательного совершенствования эстетического импульса в циклах «Импрессий», «Импровизаций» и «Композиций», художник неоднократно высказывал ее в своих литературных сочинениях.

В 1914 году в Мюнхене и Кельне прошли первые персональные выставки произведений Кандинского. Успех мастера, чувство обретения творческой зрелости и глубокой родственности с немецкой культурой были омрачены трагедией разразившейся в Европе первой мировой войны . Кандинский вернулся в Россию и поселился в Москве. В 1916 году состоялся его окончательный разрыв с Г. Мюнтер. Несмотря на постоянную напряженную творческую работу, у художника появились признаки душевного кризиса.

Весной 1916 года Кандинский познакомился с Н.Н. Андриевской, которая в феврале 1917 года стала его женой. Практически никогда не расставаясь, супруги прожили вместе до конца дней художника. Это внесло в его жизнь ощущение стабильности и домашнего очага, потребность в котором была свойственна личности Кандинского. Присутствие близкого человека и единомышленника помогло перенести потери и драмы революционных лет: национализацию московского доходного дома, простроенного художником для обеспечения средствами и устройства мастерской, смерть трехлетнего сына, конфликт с представителями конструктивистского крыла авангарда.

После Октябрьской революции Кандинский на некоторое время вернулся к своей прежней организаторской активности. В 1918 году он вошел в состав художественной коллегии Отдела изобразительного искусства Наркомпроса. В 1919 году принял участие в музейной конференции в Петрограде, на которой было утверждено решение о создании Музея живописной культуры.

Кандинский стал постоянным председателем Всероссийской закупочной комиссии при Музейном бюро отдела ИЗО, а также – заведующим Московского Музея живописной культуры. Он участвовал в качестве вице-президента в организации Российской академии художественных наук, занимал должность почетного профессора Московского университета, преподавал в Свободных государственных художественных мастерских, работал в комиссии неизданной энциклопедии изобразительного искусства.

В Институте художественной культуры (ИНХУК) в 1920 – 1921 годы Кандинский разработал основную образовательную и теоретическую программу и руководил секцией монументального искусства. Однако уже в январе 1921 года из-за существенных разногласий с конструктивистами, выразившихся и в дискуссии о конструкции и композиции, он вышел из ИНХУКа. Наметился и стремительно развился разлад с большинством представителей левого искусства в России. В свете этих событий в декабре 1921 года формально по заданию Академии художественных наук художник уехал в Берлин для установления культурных связей с европейскими странами. После этого в Россию Кандинский не возвращался.

В том же 1921 году он переехал в Веймар, а в 1925 – в Дессау. С этих пор его судьба надолго оказалась связанной со знаменитым Баухаузом – художественным институтом, проводившим в Германии новаторские творческие и педагогические идеи. Вместе с ним в институте работали П. Клее , Л. Файнингер, О. Шлеммер, Л. Мохоли-надь, Й. Альберс.

В 1924-1925 годах совместно с А.Явленским, П.Клее и Л.Файнингером Кандинский создал объединение «Синяя четверка». В 1926 году в нескольких городах Европы прошла персональная выставка, посвященная 60-летию художника. В 1927 году он опубликовал одну из своих итоговых теоретических работ «Точка и линия на плоскости», посвященную выявлению функции и специфики различных средств художественной выразительности, их воздействия на зрителя и особенности визуального восприятия в духе позиций гештальтпсихологии. Насыщенная графическими таблицами книга разрабатывала методику анализа отдельных составляющих художественного языка, их последующего объединения.

В 1928 году Кандинский принял немецкое гражданство.

Однако и в этот раз отношение художника к Германии как ко второй родине были перечеркнуты приходом к власти нацистов. В 1932 году они закрыли школу Баухауз в Дессау, а через год – и в Берлине. В 1933 г. Кандинский вынужден был уехать во Францию, где поселился в пригороде Парижа Неий-сюр-Сен.

Живопись произведений Кандинского зрелого и позднего периода претерпела существенные изменения по сравнению с экспрессионистической стилистикой, открытым чувством и спонтанной драматургией форм предшествующих лет. В годы Баухауза у художника появилась тенденция классичности, сдержанности и рациональности творческого языка. Он обратился к простым геометрическим фигурам, четкой линейной графике, спокойной медитативности настроения.

Парижский период творчества Кандинского, несмотря на пережитые потрясения, не стал закатом мастера. Он создал сотни полотен, где геометрические формы переплетались, а иногда и уступали место биоморфным. В них можно увидеть некоторое влияние сюрреализма, чему способствовали дружеские отношения с Х. Миро и Х. Арпом.

В 1937 году нацисты провели в Мюнхене одиозную выставку «дегенеративного искусства», на которой доказывалось, что авангард приведет к вырождению немецкой расы. Среди других произведений на ней экспонировались и полотна Кандинского . В то же время во Франции мастер был широко признан, успешно выставлялся, интенсивно работал и был окружен преданными друзьями. В 1939 году он принял французское гражданство.

Годы оккупации заставили Кандинского покинуть дом и некоторое время провести в Пиренеях. В ноябре-декабре 1941 года в Париже состоялась его последняя персональная выставка.

В марте 1944 года художник тяжело заболел и 13 декабря, вскоре после своего 78-летия, скончался в Неий-сюр-Сен, где и был похоронен.


-=-

-=-


.