Современные художники очень любят использовать в своем творчестве прием оптической иллюзии. Удивительно наблюдать, как за одним сюжетом раскрывается другой. Если оглянуться в прошлое, то у именитых художников также можно отыскать полотна, заставляющие людей глядеть на них дважды.

Камера дельи Спози

Камера дельи Спози. Андреа Мантеньи, 1465—1474 гг.

Камера дельи Спози. Андреа Мантеньи, 1465—1474 гг.


Занимаясь росписью замка Палаццо Дукале, итальянский художник Андреа Мантеньи особое внимание уделил потолку (плафону) помещения под названием Камера дельи Спози. Мастер нарисовал отверстие, сквозь который виден небосвод. Притом, что от пола до потолка не более 7 метров, умелая и продуманная перспектива создает иллюзию невероятной высоты плафона.

Корзина с фруктами

Корзина с фруктами. Джузеппе Арчимбольдо , 1590 год.

Корзина с фруктами. Джузеппе Арчимбольдо , 1590 год.


Творчество Джузеппе Арчимбольдо можно назвать революционным для XVI века. Композиции из цветов, фруктов и овощей художник «складывал» в потрясающие портреты. Отдельного внимания заслуживает его серия «Перевертыши», а именно картина «Корзина с фруктами». На первый взгляд кажется, что на полотне изображена обычная корзина с фруктами, но стоит перевернуть картину на 180 градусов, и перед зрителями возникает мужская голова.

Все суета

All is Vanity. Чарльз Аллан Гилберт. 1892 г.

All is Vanity. Чарльз Аллан Гилберт. 1892 г.


Художник Чарльз Аллан Гилберт удивил общественность своей картиной «All is Vanity». На полотне изображена женщина, любующаяся своим отражением в зеркале. Достаточно тривиальный сюжет, если бы не одно «но». Если смотреть на картину на расстоянии, то туалетный столик и отражение дамы складываются в пугающий череп. Название картины представляет собой игру слов. Vanity с английского означает «суета», «тщеславие», «туалетный столик», поэтому название картины можно растолковать и как «Все безделушки с туалетного столика» и «Все тщетно». Последним автор намекает на недолговечность женской красоты.

Рисующие руки


Рисующие руки. Мауриц Эшер, 1948 г.

Рисующие руки. Мауриц Эшер, 1948 г.


На сегодняшний день гиперреалистичными картинами уже никого не удивишь, а вот в 1948 году литография «Рисующие руки» голландского художника Маурица Эшера вызвала бурный восторг у публики. Мастер прославился созданием оптических иллюзий, образующих головоломки. Его видение пространства в корне не совпадало с общепринятыми канонами, а от этого вызывало неоднозначную реакцию у зрителей.

Галатея со сферами

Галатея со сферами. Сальвадор Дали, 1952 г.

Галатея со сферами. Сальвадор Дали, 1952 г.